Положение о библиотеке МБОУ СОШ №15

уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
 обеспечение
участников образовательного процесса доступом к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации;
 привлечение
обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;
 содействие
развитию познавательных интересов и способностей
обучающихся;
 обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
 содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных
 технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1.
Формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
образовательной организации:

комплектует основной фонд учебными, художественными,
научными,
справочными,
педагогическими
и
научно-популярными
документами;

участвует в комплектовании специализированного фонда
учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к
использованию при реализации указанных образовательных программ;

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

организует и ведет справочно-библиографический аппарат:
каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую
картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных
по профилю образовательной организации.
2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;

организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.
2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению
квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий
по работе с информационными ресурсами.
2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет
запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель образовательной организации.
3.2.
Непосредственное
руководство
библиотекой
осуществляет
библиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4.
Библиотекарь
разрабатывает
и
представляет
руководителю
образовательной организации на утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке,

правила пользования библиотекой;
 планово-отчетную документацию.
3.5. В состав библиотеки входит:
 абонемент;
 читальный зал;
 отдел учебников;
 отдел информационно-библиографической работы;
 фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и
сетевыми документами;
 медиатека.
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в
соответствии с планами работы библиотеки и режимом работы образовательной
организации.
3.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем с учетом
режима работы образовательной организации. Один раз в месяц
предусматривается санитарный день, в который обслуживание пользователей не
производится.


4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
 сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
 составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
 регистрация
поступивших документов в регистрах суммарного,
группового и индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд.
Технология формирования»).
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности».
Документы,
включенные
в перечень
экстремистских материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде –
изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется
индивидуальным способом. Сведения о поступивших печатных документах
вносятся в «Книгу суммарного учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный
номер (инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного
номера, системный номер для электронных документов) и шифр хранения.

Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального
учета документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов,
учетной базе данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель ставится на
обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на первой
странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем
углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель
ставится только на обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в
электронной базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка учебного фонда. Учебный фонд учитывается и
хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов учебного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета
учебного фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов учебного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту
фамилий авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных
карточек они регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек
учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;.
Учет учебногоо фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе
данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава
библиотечного фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость
по содержанию, утрату. Исключение документа из библиотечного фонда
проводится на основании анализа состава библиотечного фонда и результатов его
проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения
или физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности
тематики, подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью
в перераспределении и реализации.

4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки
по причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе
хакерской атаки и невосстановимого сбоя электронного оборудования) или
социального характера, по неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется
в соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного
фонда, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате
их списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с
периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки,
утвержденного заведующим библиотекой.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи
документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
5.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт,
подписывает и хранит его в библиотеке в течение срока, установленного
номенклатурой дел. Если какие-то документы отсутствуют по неустановленной
причине, то к акту прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о
количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве
отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте
также указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
5.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники
отслеживают наличие экстремистских материалов, которые входят в федеральный
список, опубликованный Минюстом России на своем сайте.
Если заведующий библиотекой найдет экстремистский материал, то должен
ограничить к нему доступ со стороны пользователей.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».