МБОУ СОШ № 15 Положение о проведении лабораторных, практических, контрольных работах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГОСОЮЗА Г.Т. ЧУПРИНЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
(МБОУ СОШ № 15) ИНН 2323017365 ОГРН 1022303380285
Адрес: 353307 Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская, ул. Толстого,
д.62.Тел/факс(886150) 3-16-85. E-mail: scoоl15@mail.ru

Положение
о проведении лабораторных, практических и контрольных работ
в МБОУ СОШ № 15
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Рекомендациями
по планированию, организации и проведению лабораторных, практических и
контрольных работ в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 15 имени Героя Советского
Союза Г.Т. Чуприны муниципального образования Абинский район (далее –
Школа) и применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к
оформлению и проведению лабораторных работ и практических работ.
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены
лабораторные
работы
и
практические
занятия,
направленные
на
экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование
учебных практических умений и навыков.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов
учебных занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или одну
практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с
изучаемым содержанием учебного материала.

1.3.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических
занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление,
закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие
интеллектуальных,
аналитических,
проектировочных,
конструктивных умений и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая
инициатива.
1.4.
При проведении лабораторных работ и практических занятий
класс может делиться на подгруппы.
1.5. Целью проведения контрольных работ является:
- установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по
предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта во
всех классах;
- контроль за выполнением учебных программ и календарно-тематического
планирования изучения учебных предметов.
1.6. Практические, лабораторные, контрольные работы оформляются
учащимися в письменном виде и проверяются учителем.
1.7. В один учебный день в классе может быть проведена только одна
контрольная работа.
2. Планирование лабораторных, практических и контрольных работ
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и
практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и
практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение
и
проверка
существенных
теоретических положений
при изучении данной дисциплины.
2.3.
Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей
учебной деятельности по изучаемому предмету.
Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на
реализацию образовательных стандартов.
2.4.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул,
методик
расчета,
установление
и подтверждение закономерностей,
ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств

веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение
развития явлений, процессов и др.
2.5.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует
исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных
и межпредметных связей, из того, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования
целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду
с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в
ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и
навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным
оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать,
анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения,
самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.7.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач,
в том
числе экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа
с измерительными приборами, оборудованием.
2.8.
На
практических
занятиях
обучающиеся овладевают
первоначальными практическими умениями
и
навыками,
которые
в
дальнейшем закрепляются и совершенствуются.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических
занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в
примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе "Содержание
учебной дисциплины".
2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия
должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли
быть выполнены качественно большинством
обучающихся.
Количество
часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия,
фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программах.
2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах по предмету, а также количество часов на их проведение
могут отличаться от рекомендованных примерной программой.
2.12. Контрольные работы по каждому учебному предмету проводятся не
чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на
проведение контрольных работ, не должен превышать 10% от всего объема
учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета.

3.

Организация и проведение лабораторных, практических,
контрольных работ

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться
на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами
лабораторной
работы,
помимо самостоятельной
деятельности
обучающихся,
являются
инструктаж,
проводимый
преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения
лабораторной работы.
3.2.
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или
на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности
обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем, а также анализ и
оценка выполненных работ. Перед лабораторной работой или практическим
занятием
учителю-предметнику
необходимо получить информацию об
отсутствии противопоказаний у обучающихся к веществам, реактивам, которые
используются при выполнении работы. Данную информацию предоставляют
классные руководители (по результатам письменных опросов родителей на
родительских собраниях)
3.3.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий
предшествует проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к
выполнению задания.
3.4.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию
учителем предметником должны быть разработаны методические указания по
их проведению.
3.5.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых
указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок
выполнения работы, таблицы, выводы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан
порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся
самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в
инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся
у них теоретические знания. При планировании лабораторных работ и
практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение
3.1.

репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить
высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6.
Формы организации обучающихся на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют
одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа
выполняется группами по 2-4 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.7.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и
практических занятий рекомендуется:
• разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся
методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и темам;
• подчинение методики проведения лабораторных работ и практических
занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для
обучающихся;
• использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ,
построенных на проблемной основе;
• применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности
каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
• проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий, связанных с самостоятельным
отбором необходимого оборудования;
• подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в
более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на
лабораторные работы и практические занятия.
3.8. Контрольные работы проводятся на 2-4 уроках, за исключением
учебных предметов, по которым проводится не более одного урока в неделю,
причем этот урок является первым или последним в расписании.
4. Оформление лабораторных, практических, контрольных работ
4.1. Структура оформления лабораторных, практических, контрольных
работ по предмету определяется учителем - предметником.
4.2.
Оформление лабораторных, практических, контрольных работ по
предмету ведется в отдельных тетрадях для лабораторных, практических,
контрольных работ, которые хранятся в кабинете.

4.3.
Оценки за выполнение лабораторных, практических, контрольных
работ выставляются по пятибалльной системе.
5. Требования к оформлению лабораторных, практических,
контрольных работ
5.1. Описания практических работ должны содержать:
• число;
• номер практической или лабораторной работы;
• наименование работы;
• цель работы;
• перечень используемых веществ;
• отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен быть
представлен в форме таблицы:
№
п/п

Что делали

Что наблюдали

Выводы и уравнения реакций.

• в содержание отчета должны быть включены

необходимые решения,
ответы на контрольные вопросы, вывод о проделанной работе, соответствуюшие
рисунки.
5.2.
Перед выполнением практической и лабораторной работы учительпредметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению.
5.3.
Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися
практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией по
проведению.
5.4.
Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пастой
синего цвета.
5.5.
Учитель-предметник проверяет отчет обучающегося о выполненной
практической работе и делает отметку в классном журнале в соответствии с
правилами ведения журнала.
5.6.
Тетради для практических, лабораторных, контрольных работ
обучающихся хранятся в кабинете до конца учебного года.

Приложение № 1

Выполнения практической части учебных программ в 1-4 классах

Предмет

Русский язык
Литературное
чтение
Математика

Виды
письменных работ
Контрольный диктант
Контрольное списывание
Контрольное изложение
Проверочная работа
Техника чтения
Контрольная работа
Практическая работа

1

Классы
2
3

4

7*

9*
3*

1

6*
2

6*
2
9*
4*

9*

2

9*
4*
4*

4*

4*

4*
5
4*

10*
3
4*

8*
1
4*

Иностранный язык Контрольная работа

9*
3*
1
6*
2

Окружающий мир

Практическая работа
Экскурсия
Проверочная работа

ИЗО

Проверочная работа

2

2

2

Музыка

Проверочная работа

2

2

2

Труд (технология)
Физическая
культура
Комплексная
работа

Проверочная работа

2

2

2

Проверочная работа

2

2

2

* не более указанного количества

16*
6

1

Приложение № 2

Выполнения практической части учебных программ в 5-11 классах (не более указанного количества)

Иностранный язык

Виды
письменных работ
Контрольный диктант
Контрольное изложение
Контрольное сочинение
Контрольное тестирование
Классное сочинение
Контрольная работа
Домашнее сочинение
Контрольная работа

Математика/Алгебра

Контрольная работа

Предмет
Русский язык
Литература

5
8
2
2

6
8
2
2

7
6
2
2

Классы
8
5
2
2

3
2

3
2

4
2

4
2

5

12

11

7

7

7

6

6

5

5

5

4

4

3
14
4
9
11

3
7
4
11
12

3
16
5
11
10

2
14
6
10

2
17
5
10
12
2
3

19
3
3
2
3

4
7
8
11
3
3
2
3

12
2
2

7
2
4
2
3

4
6
10
17
3
3
2
3

12
2

12
2

3
3
12

3
4
6

17
4
2

23
4
2

1
5
2

1
4
2

2

2

2

ОБЗР

2
12
3

ИЗО

Проверочная работа

2

2

2

Музыка

Проверочная работа

2

2

2

2

Труд (технология)
Физическая культура
ОДНКНР

Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа

4
2
2

4
2

4
2

4
2

История
Биология

3
7

5

1
16
4

Обществознание

3
2
4

5

4
6
4
1
3

География

2
1
4

5

10
2

Химия

11
3

5

Контрольная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Лабораторная работа
Лабораторные опыты
Практические работы
Контрольная работа
Практическая работа
Лабораторные опыты
Практическая работа
Тестирование
Практическая работа
Тестирование
Тестирование
Лабораторная работа
Экскурсия
Практическая работа
Тестирование
Практическая работа

Физика

10
3

3
7

Математика/Геометрия Контрольная работа
Информатика

9
4
2
2
1
5
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».