Положение об учебном фонде МБОУ СОШ №15(1)
















РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря
2014 г. N 1599);
приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования с изменениями и
дополнениями;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 № 254". Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808);
Инструкцией о создании и обновлении библиотечных фондов
учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих
сохранность литературы (приказ Минпросса СССР № 79 от
23.05.1978г.);
письмом Минобрнауки России «О Федеральном перечне учебников» от
29.04.2014 г № 08-548;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 сентября 2002 года № 27-55-570/12 «Об определении терминов
«учебник» и «учебное пособие»;
письмом Минобрнауки России от 31 января 2017 г. № ОВ-83\07 « Об
обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными
пособиями) обучающихся с ОВЗ»;
письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края от 22 января 2016 года № 47-21202/16-11«Об
использовании рабочих тетрадей»;
письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики
России от 16 мая 2018 года № 08-1211 «Об использовании учебников и
учебных пособий в образовательной организации»;
Положением о библиотеке МБОУ СОШ № 15.

2. Школьная библиотека совместно с педагогическим коллективом
осуществляет деятельность по формированию у учащихся бережного
отношения к учебникам.
3. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о

деятельности школьной библиотеки, Правилами пользования библиотекой и
данным Положением, утвержденными директором школы.
2. Порядок формирования учебного фонда библиотеки
1. Формирование учебного фонда библиотеки школы осуществляется за
счет субвенций, целевых средств, учебников, принятых в дар или
полученных по обмену.
2. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования с учетом потребностей школы и учебными программами,
главной целью которых является реализация федеральных
государственных образовательных стандартов.
3. Список учебников МБОУ СОШ № 15 определяет самостоятельно.
4. При комплектовании учебного фонда выбор и закупка учебников
определяется содержанием основных образовательных программ
реализуемых школой; для сохранения преемственности в освоении
основной образовательной программы приобретаются учебники
входящие в одну предметную линию при наличии таковой.
5. При комплектовании учебного фонда приобретаются учебники в
полном объеме для обучающихся, которым рекомендовано обучение
по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и РАС, в соответствии с учебной программой, согласно
федеральному перечню учебников.
6. Все полученные учебники и учебные пособия передаются в школьную
библиотеку и являются собственностью школы.
3. Использование учебного фонда школьной библиотеки
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в
пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время
получения образования учебники и обязательные учебные пособия, а
также учебно-методические материалы, средства обучения и
воспитания.
2. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебная
литература разделяется по видам изданий: обучающая (учебники,
учебные пособия (текстовые), букварь, прописи) и вспомогательную
(рабочие тетради, сборники практических заданий, упражнений и задач,
атласы, контурные карты), не обязательную для использования в
образовательном процессе; Рабочая тетрадь – учебное издание,
имеющее
особый
дидактический
аппарат,
способствующий
самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
3. Решение о приобретении учебников и учебных пособий принимается

исходя из их целесообразности и эффективности использования. В
случае принятия педагогическим советом решения об использовании
рабочих тетрадей, их список (с указанием названия, автора,
издательства, класс и др.) включается в раздел «Система условий
реализации основной образовательной программы» основной
образовательной программы и список обязательных учебных пособий,
используемых в образовательном процессе МБОУ СОШ № 15.
4. При выборе учебников учитывается следующее:
 учебники, включенные в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 работники школьной библиотеки в целях выявления экстремистской
литературы при каждом новом поступлении учебной литературы в
фонд библиотеки проводят сверку учебного фонда с «Федеральным
списком экстремистских материалов», фиксируют факт сверки в
Журнале сверки, а также составляют акт о сверке;
 учебной литературой имеют право пользоваться все без исключения
обучающиеся. Члены педагогического коллектива школы имеют право
воспользоваться учебной литературой при ее наличии в фонде
библиотеки и вернуть ее по требованию библиотекаря или в конце
учебного года;
 библиотекарь выдает учебники учащимся, согласно списку класса, под
роспись. В конце учебного года учебники возвращают в библиотеку;
 ответственность за утрату, порчу учебника несут родители (законные
представители) обучающихся;
 в случае перехода учащихся в другое образовательное учреждение,
окончания обучения или выбытия из школы по иным причинам ученик
обязан сдать в школьную библиотеку всю учебную литературу.
Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об отсутствии
задолженности. Личные дела выдаются по предъявлении обходного
листа;
 педагоги и другие работники школы в случае окончания действия
трудового договора, увольнения или выбывающие из школы по иным
причинам обязаны сдать в школьную библиотеку всю учебную
литературу. Заведующий библиотекой выдает обходной лист с
отметкой об отсутствии задолженности. Документы выдаются по
предъявлении обходного листа.

4. Система взаимодействия при организации работы с учебным фондом
1. Директор школы:
 координирует деятельность школьной библиотеки, педагогического,
родительского и ученического коллективов по формированию,
сохранности и бережному отношению к фонду учебников в школе,
 обеспечивает условия для хранения учебного фонда,
 утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению.
2. Классные руководители:
 учителя начальной школы получают в школьной библиотеке учебники
на класс и организуют их возврат по окончании учебного года;
 ведут работу с учащимися и их родителями (законными
представителями) по вопросам сохранности учебного фонда и о
компенсации ущерба в случае потери или порчи учебника;
 проводят внеклассные мероприятия по сохранности учебного фонда
(акции, конкурсы).
 доводят до сведения родителей информацию о комплекте учебников, по
которым ведется обучение.
3. Родители (законные представители):
 могут получать информацию об обеспеченности обучающихся учебной
литературой;
 обеспечивают сохранность учебников, выданных учащимся в течение
всего срока пользования;
 в случае утраты или порчи учебника обязаны возместить ущерб.
5. Библиотекарь:
 отвечает за обеспечение учебного процесса учебной литературой;
 ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного
фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен
утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов;
актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; несет
ответственность за их достоверность;
 комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной
программой школы;
 осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие) учебников и учебных
пособий и их техническую обработку;
 организует размещение и хранение учебников и учебных пособий в
соответствии с настоящим положением;
 осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;
 проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его












расстановки;
осуществляет выявление устаревших и ветхих и дефектных учебников
и учебных пособий и проводит своевременное их списание по
установленным нормам и правилам;
обеспечивает контроль за выданными читателям учебниками и
учебными пособиями, принимает меры для своевременного их
возврата;
проводит корректировку количественных показателей заказа на
обучающую учебную литературу в соответствии с перспективным
плановым контингентом учащихся школы;
проводит
мониторинг
обеспеченности
учебной
литературой,
согласовывает и с администрацией школы, учителями-предметниками и
классными руководителями потребность в учебной литературе и
формирует заказ;
информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях
учебников и учебных пособий;
проводит совместную работу с администрацией школы, педагогическим
коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся
по сохранности учебного фонда;
взаимодействует с бухгалтерией по вопросам финансового учета,
осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с
данными бухгалтерского учета;
взаимодействует с организациями по вопросам приема макулатуры,
подготавливает списанную литературу к сдаче;
осуществляет работу с каталогами, тематическими планами издательств
на учебно-методическую литературу, рекомендованную (допущенную)
Министерством образования.

5. Директор школы отвечает за организацию работы по своевременному
пополнению библиотечного фонда школьных учебников.
6. Учителя 1 – 4 классов, классные руководители 5 – 11 классов:
 осуществляют необходимую работу с обучающимися и их родителями
(законными представителями) по воспитанию бережного отношения к
учебной книге;
 присутствуют при сдаче и выдаче учебников обучающимся и
организуют их возврат в библиотеку по окончании учебного года;
 следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники,
подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в
библиотеку;
7. Учитель – предметник не позволяет обучающимся делать пометки в
учебниках, систематически проверяет состояние учебной литературы и
сообщает классному руководителю об отношении обучающихся к учебникам.
8. Непосредственную работу с библиотечным фондом учебников в школе
ведет библиотекарь, которая принимает, регистрирует, отслеживает

поступление и выбытие учебников; распределяет по классам и производит
контрольную проверку состояния учебников 1 раз в полугодие.
6. Библиотечный фонд учебников.
1. Правила пользования библиотечным фондом учебной литературы.
 право свободного и бесплатного пользования учебниками имеют все
учащиеся школы, соблюдающие правила пользования библиотекой;
 библиотечный фонд ежегодно пополняется
необходимыми
учебниками;
 срок использования учебников и учебных пособий, приобретенных в
соответствии с действующим Федеральным перечнем, не установлен.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти
лет использовать в образовательной деятельности учебники
исключенные из ранее утвержденного ФП учебников;
 исключение учебной литературы из библиотечного фонда допускается
по следующим причинам: ветхость, дефектность, устарелость по
содержанию, непрофильность. Все
вышеуказанные
причины
определяются директором МБОУ и специальной комиссией;
 обучающимся школы выдается по одному бесплатному комплекту
учебников на текущий учебный год;
 обучающиеся возвращают и получают учебники в строго
установленные сроки, согласно графику приѐма и выдачи учебников
(кроме учебной литературы, рассчитанной на несколько лет обучения);
 обучающиеся подписывают карандашом каждый учебник, полученный
от школьной библиотеки. (При сдаче учебников надпись стирается
обучающимся). Учебники в пользовании должны обязательно иметь
дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную);
 обучающиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном
виде. В случае необходимости ремонтируют (подклеивают,
подчищают);
 учителям по соответствующему предмету непозволительно советовать
или разрешать обучающимся делать записи простым карандашом или
ручкой в учебнике;
 в случае порчи или утери учебной литературы обучающиеся должны
полностью возместить ущерб. Ответственность за утрату, порчу
учебника
несут
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних обучающихся в возрасте до 14 лет;
 обучающимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный
год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности или
в последнюю очередь, не ранее первого сентября нового учебного года.

2. Прием учебников производится в конце учебного года по графику,
составленному библиотекарем и утвержденному директором школы. Прием
учебников производится:
 учителями 1 – 4 классов для дальнейшей сдачи учебников в
библиотеку;
 библиотекарь совместно с классными руководителями 5 – 11 классов
индивидуально.
3. Выдача учебников осуществляется:
 библиотекарем ученикам 5 – 11 классов индивидуально в конце или
перед началом учебного года и учителям 1-4 классов строго по графику,
составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором
школы;
 учителями 1 – 4 классов в конце или перед началом учебного года;
 после сдачи учеником всего комплекта учебников за прошедший год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».