РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599); приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями и дополнениями; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254". Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808); Инструкцией о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы (приказ Минпросса СССР № 79 от 23.05.1978г.); письмом Минобрнауки России «О Федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 г № 08-548; письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»; письмом Минобрнауки России от 31 января 2017 г. № ОВ-83\07 « Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»; письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 22 января 2016 года № 47-21202/16-11«Об использовании рабочих тетрадей»; письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики России от 16 мая 2018 года № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной организации»; Положением о библиотеке МБОУ СОШ № 15. 2. Школьная библиотека совместно с педагогическим коллективом осуществляет деятельность по формированию у учащихся бережного отношения к учебникам. 3. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о деятельности школьной библиотеки, Правилами пользования библиотекой и данным Положением, утвержденными директором школы. 2. Порядок формирования учебного фонда библиотеки 1. Формирование учебного фонда библиотеки школы осуществляется за счет субвенций, целевых средств, учебников, принятых в дар или полученных по обмену. 2. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования с учетом потребностей школы и учебными программами, главной целью которых является реализация федеральных государственных образовательных стандартов. 3. Список учебников МБОУ СОШ № 15 определяет самостоятельно. 4. При комплектовании учебного фонда выбор и закупка учебников определяется содержанием основных образовательных программ реализуемых школой; для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы приобретаются учебники входящие в одну предметную линию при наличии таковой. 5. При комплектовании учебного фонда приобретаются учебники в полном объеме для обучающихся, которым рекомендовано обучение по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, в соответствии с учебной программой, согласно федеральному перечню учебников. 6. Все полученные учебники и учебные пособия передаются в школьную библиотеку и являются собственностью школы. 3. Использование учебного фонда школьной библиотеки 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и обязательные учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. 2. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебная литература разделяется по видам изданий: обучающая (учебники, учебные пособия (текстовые), букварь, прописи) и вспомогательную (рабочие тетради, сборники практических заданий, упражнений и задач, атласы, контурные карты), не обязательную для использования в образовательном процессе; Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. 3. Решение о приобретении учебников и учебных пособий принимается исходя из их целесообразности и эффективности использования. В случае принятия педагогическим советом решения об использовании рабочих тетрадей, их список (с указанием названия, автора, издательства, класс и др.) включается в раздел «Система условий реализации основной образовательной программы» основной образовательной программы и список обязательных учебных пособий, используемых в образовательном процессе МБОУ СОШ № 15. 4. При выборе учебников учитывается следующее: учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; работники школьной библиотеки в целях выявления экстремистской литературы при каждом новом поступлении учебной литературы в фонд библиотеки проводят сверку учебного фонда с «Федеральным списком экстремистских материалов», фиксируют факт сверки в Журнале сверки, а также составляют акт о сверке; учебной литературой имеют право пользоваться все без исключения обучающиеся. Члены педагогического коллектива школы имеют право воспользоваться учебной литературой при ее наличии в фонде библиотеки и вернуть ее по требованию библиотекаря или в конце учебного года; библиотекарь выдает учебники учащимся, согласно списку класса, под роспись. В конце учебного года учебники возвращают в библиотеку; ответственность за утрату, порчу учебника несут родители (законные представители) обучающихся; в случае перехода учащихся в другое образовательное учреждение, окончания обучения или выбытия из школы по иным причинам ученик обязан сдать в школьную библиотеку всю учебную литературу. Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об отсутствии задолженности. Личные дела выдаются по предъявлении обходного листа; педагоги и другие работники школы в случае окончания действия трудового договора, увольнения или выбывающие из школы по иным причинам обязаны сдать в школьную библиотеку всю учебную литературу. Заведующий библиотекой выдает обходной лист с отметкой об отсутствии задолженности. Документы выдаются по предъявлении обходного листа. 4. Система взаимодействия при организации работы с учебным фондом 1. Директор школы: координирует деятельность школьной библиотеки, педагогического, родительского и ученического коллективов по формированию, сохранности и бережному отношению к фонду учебников в школе, обеспечивает условия для хранения учебного фонда, утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению. 2. Классные руководители: учителя начальной школы получают в школьной библиотеке учебники на класс и организуют их возврат по окончании учебного года; ведут работу с учащимися и их родителями (законными представителями) по вопросам сохранности учебного фонда и о компенсации ущерба в случае потери или порчи учебника; проводят внеклассные мероприятия по сохранности учебного фонда (акции, конкурсы). доводят до сведения родителей информацию о комплекте учебников, по которым ведется обучение. 3. Родители (законные представители): могут получать информацию об обеспеченности обучающихся учебной литературой; обеспечивают сохранность учебников, выданных учащимся в течение всего срока пользования; в случае утраты или порчи учебника обязаны возместить ущерб. 5. Библиотекарь: отвечает за обеспечение учебного процесса учебной литературой; ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; несет ответственность за их достоверность; комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой школы; осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие) учебников и учебных пособий и их техническую обработку; организует размещение и хранение учебников и учебных пособий в соответствии с настоящим положением; осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования; проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки; осуществляет выявление устаревших и ветхих и дефектных учебников и учебных пособий и проводит своевременное их списание по установленным нормам и правилам; обеспечивает контроль за выданными читателям учебниками и учебными пособиями, принимает меры для своевременного их возврата; проводит корректировку количественных показателей заказа на обучающую учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся школы; проводит мониторинг обеспеченности учебной литературой, согласовывает и с администрацией школы, учителями-предметниками и классными руководителями потребность в учебной литературе и формирует заказ; информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий; проводит совместную работу с администрацией школы, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся по сохранности учебного фонда; взаимодействует с бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета; взаимодействует с организациями по вопросам приема макулатуры, подготавливает списанную литературу к сдаче; осуществляет работу с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную (допущенную) Министерством образования. 5. Директор школы отвечает за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников. 6. Учителя 1 – 4 классов, классные руководители 5 – 11 классов: осуществляют необходимую работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) по воспитанию бережного отношения к учебной книге; присутствуют при сдаче и выдаче учебников обучающимся и организуют их возврат в библиотеку по окончании учебного года; следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники, подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в библиотеку; 7. Учитель – предметник не позволяет обучающимся делать пометки в учебниках, систематически проверяет состояние учебной литературы и сообщает классному руководителю об отношении обучающихся к учебникам. 8. Непосредственную работу с библиотечным фондом учебников в школе ведет библиотекарь, которая принимает, регистрирует, отслеживает поступление и выбытие учебников; распределяет по классам и производит контрольную проверку состояния учебников 1 раз в полугодие. 6. Библиотечный фонд учебников. 1. Правила пользования библиотечным фондом учебной литературы. право свободного и бесплатного пользования учебниками имеют все учащиеся школы, соблюдающие правила пользования библиотекой; библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками; срок использования учебников и учебных пособий, приобретенных в соответствии с действующим Федеральным перечнем, не установлен. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники исключенные из ранее утвержденного ФП учебников; исключение учебной литературы из библиотечного фонда допускается по следующим причинам: ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность. Все вышеуказанные причины определяются директором МБОУ и специальной комиссией; обучающимся школы выдается по одному бесплатному комплекту учебников на текущий учебный год; обучающиеся возвращают и получают учебники в строго установленные сроки, согласно графику приѐма и выдачи учебников (кроме учебной литературы, рассчитанной на несколько лет обучения); обучающиеся подписывают карандашом каждый учебник, полученный от школьной библиотеки. (При сдаче учебников надпись стирается обучающимся). Учебники в пользовании должны обязательно иметь дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную); обучающиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости ремонтируют (подклеивают, подчищают); учителям по соответствующему предмету непозволительно советовать или разрешать обучающимся делать записи простым карандашом или ручкой в учебнике; в случае порчи или утери учебной литературы обучающиеся должны полностью возместить ущерб. Ответственность за утрату, порчу учебника несут родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в возрасте до 14 лет; обучающимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности или в последнюю очередь, не ранее первого сентября нового учебного года. 2. Прием учебников производится в конце учебного года по графику, составленному библиотекарем и утвержденному директором школы. Прием учебников производится: учителями 1 – 4 классов для дальнейшей сдачи учебников в библиотеку; библиотекарь совместно с классными руководителями 5 – 11 классов индивидуально. 3. Выдача учебников осуществляется: библиотекарем ученикам 5 – 11 классов индивидуально в конце или перед началом учебного года и учителям 1-4 классов строго по графику, составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы; учителями 1 – 4 классов в конце или перед началом учебного года; после сдачи учеником всего комплекта учебников за прошедший год.