Положение об учебном фонде МБОУ СОШ №15(1)
















РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря
2014 г. N 1599);
приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования с изменениями и
дополнениями;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 № 254". Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808);
Инструкцией о создании и обновлении библиотечных фондов
учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих
сохранность литературы (приказ Минпросса СССР № 79 от
23.05.1978г.);
письмом Минобрнауки России «О Федеральном перечне учебников» от
29.04.2014 г № 08-548;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 сентября 2002 года № 27-55-570/12 «Об определении терминов
«учебник» и «учебное пособие»;
письмом Минобрнауки России от 31 января 2017 г. № ОВ-83\07 « Об
обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными
пособиями) обучающихся с ОВЗ»;
письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края от 22 января 2016 года № 47-21202/16-11«Об
использовании рабочих тетрадей»;
письмом Министерства образования, науки и молодёжной политики
России от 16 мая 2018 года № 08-1211 «Об использовании учебников и
учебных пособий в образовательной организации»;
Положением о библиотеке МБОУ СОШ № 15.

2. Школьная библиотека совместно с педагогическим коллективом
осуществляет деятельность по формированию у учащихся бережного
отношения к учебникам.
3. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о

деятельности школьной библиотеки, Правилами пользования библиотекой и
данным Положением, утвержденными директором школы.
2. Порядок формирования учебного фонда библиотеки
1. Формирование учебного фонда библиотеки школы осуществляется за
счет субвенций, целевых средств, учебников, принятых в дар или
полученных по обмену.
2. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования с учетом потребностей школы и учебными программами,
главной целью которых является реализация федеральных
государственных образовательных стандартов.
3. Список учебников МБОУ СОШ № 15 определяет самостоятельно.
4. При комплектовании учебного фонда выбор и закупка учебников
определяется содержанием основных образовательных программ
реализуемых школой; для сохранения преемственности в освоении
основной образовательной программы приобретаются учебники
входящие в одну предметную линию при наличии таковой.
5. При комплектовании учебного фонда приобретаются учебники в
полном объеме для обучающихся, которым рекомендовано обучение
по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и РАС, в соответствии с учебной программой, согласно
федеральному перечню учебников.
6. Все полученные учебники и учебные пособия передаются в школьную
библиотеку и являются собственностью школы.
3. Использование учебного фонда школьной библиотеки
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в
пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время
получения образования учебники и обязательные учебные пособия, а
также учебно-методические материалы, средства обучения и
воспитания.
2. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебная
литература разделяется по видам изданий: обучающая (учебники,
учебные пособия (текстовые), букварь, прописи) и вспомогательную
(рабочие тетради, сборники практических заданий, упражнений и задач,
атласы, контурные карты), не обязательную для использования в
образовательном процессе; Рабочая тетрадь – учебное издание,
имеющее
особый
дидактический
аппарат,
способствующий
самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
3. Решение о приобретении учебников и учебных пособий принимается

исходя из их целесообразности и эффективности использования. В
случае принятия педагогическим советом решения об использовании
рабочих тетрадей, их список (с указанием названия, автора,
издательства, класс и др.) включается в раздел «Система условий
реализации основной образовательной программы» основной
образовательной программы и список обязательных учебных пособий,
используемых в образовательном процессе МБОУ СОШ № 15.
4. При выборе учебников учитывается следующее:
 учебники, включенные в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 работники школьной библиотеки в целях выявления экстремистской
литературы при каждом новом поступлении учебной литературы в
фонд библиотеки проводят сверку учебного фонда с «Федеральным
списком экстремистских материалов», фиксируют факт сверки в
Журнале сверки, а также составляют акт о сверке;
 учебной литературой имеют право пользоваться все без исключения
обучающиеся. Члены педагогического коллектива школы имеют право
воспользоваться учебной литературой при ее наличии в фонде
библиотеки и вернуть ее по требованию библиотекаря или в конце
учебного года;
 библиотекарь выдает учебники учащимся, согласно списку класса, под
роспись. В конце учебного года учебники возвращают в библиотеку;
 ответственность за утрату, порчу учебника несут родители (законные
представители) обучающихся;
 в случае перехода учащихся в другое образовательное учреждение,
окончания обучения или выбытия из школы по иным причинам ученик
обязан сдать в школьную библиотеку всю учебную литературу.
Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об отсутствии
задолженности. Личные дела выдаются по предъявлении обходного
листа;
 педагоги и другие работники школы в случае окончания действия
трудового договора, увольнения или выбывающие из школы по иным
причинам обязаны сдать в школьную библиотеку всю учебную
литературу. Заведующий библиотекой выдает обходной лист с
отметкой об отсутствии задолженности. Документы выдаются по
предъявлении обходного листа.

4. Система взаимодействия при организации работы с учебным фондом
1. Директор школы:
 координирует деятельность школьной библиотеки, педагогического,
родительского и ученического коллективов по формированию,
сохранности и бережному отношению к фонду учебников в школе,
 обеспечивает условия для хранения учебного фонда,
 утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению.
2. Классные руководители:
 учителя начальной школы получают в школьной библиотеке учебники
на класс и организуют их возврат по окончании учебного года;
 ведут работу с учащимися и их родителями (законными
представителями) по вопросам сохранности учебного фонда и о
компенсации ущерба в случае потери или порчи учебника;
 проводят внеклассные мероприятия по сохранности учебного фонда
(акции, конкурсы).
 доводят до сведения родителей информацию о комплекте учебников, по
которым ведется обучение.
3. Родители (законные представители):
 могут получать информацию об обеспеченности обучающихся учебной
литературой;
 обеспечивают сохранность учебников, выданных учащимся в течение
всего срока пользования;
 в случае утраты или порчи учебника обязаны возместить ущерб.
5. Библиотекарь:
 отвечает за обеспечение учебного процесса учебной литературой;
 ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного
фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен
утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов;
актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; несет
ответственность за их достоверность;
 комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной
программой школы;
 осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие) учебников и учебных
пособий и их техническую обработку;
 организует размещение и хранение учебников и учебных пособий в
соответствии с настоящим положением;
 осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;
 проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его












расстановки;
осуществляет выявление устаревших и ветхих и дефектных учебников
и учебных пособий и проводит своевременное их списание по
установленным нормам и правилам;
обеспечивает контроль за выданными читателям учебниками и
учебными пособиями, принимает меры для своевременного их
возврата;
проводит корректировку количественных показателей заказа на
обучающую учебную литературу в соответствии с перспективным
плановым контингентом учащихся школы;
проводит
мониторинг
обеспеченности
учебной
литературой,
согласовывает и с администрацией школы, учителями-предметниками и
классными руководителями потребность в учебной литературе и
формирует заказ;
информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях
учебников и учебных пособий;
проводит совместную работу с администрацией школы, педагогическим
коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся
по сохранности учебного фонда;
взаимодействует с бухгалтерией по вопросам финансового учета,
осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с
данными бухгалтерского учета;
взаимодействует с организациями по вопросам приема макулатуры,
подготавливает списанную литературу к сдаче;
осуществляет работу с каталогами, тематическими планами издательств
на учебно-методическую литературу, рекомендованную (допущенную)
Министерством образования.

5. Директор школы отвечает за организацию работы по своевременному
пополнению библиотечного фонда школьных учебников.
6. Учителя 1 – 4 классов, классные руководители 5 – 11 классов:
 осуществляют необходимую работу с обучающимися и их родителями
(законными представителями) по воспитанию бережного отношения к
учебной книге;
 присутствуют при сдаче и выдаче учебников обучающимся и
организуют их возврат в библиотеку по окончании учебного года;
 следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники,
подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в
библиотеку;
7. Учитель – предметник не позволяет обучающимся делать пометки в
учебниках, систематически проверяет состояние учебной литературы и
сообщает классному руководителю об отношении обучающихся к учебникам.
8. Непосредственную работу с библиотечным фондом учебников в школе
ведет библиотекарь, которая принимает, регистрирует, отслеживает

поступление и выбытие учебников; распределяет по классам и производит
контрольную проверку состояния учебников 1 раз в полугодие.
6. Библиотечный фонд учебников.
1. Правила пользования библиотечным фондом учебной литературы.
 право свободного и бесплатного пользования учебниками имеют все
учащиеся школы, соблюдающие правила пользования библиотекой;
 библиотечный фонд ежегодно пополняется
необходимыми
учебниками;
 срок использования учебников и учебных пособий, приобретенных в
соответствии с действующим Федеральным перечнем, не установлен.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти
лет использовать в образовательной деятельности учебники
исключенные из ранее утвержденного ФП учебников;
 исключение учебной литературы из библиотечного фонда допускается
по следующим причинам: ветхость, дефектность, устарелость по
содержанию, непрофильность. Все
вышеуказанные
причины
определяются директором МБОУ и специальной комиссией;
 обучающимся школы выдается по одному бесплатному комплекту
учебников на текущий учебный год;
 обучающиеся возвращают и получают учебники в строго
установленные сроки, согласно графику приѐма и выдачи учебников
(кроме учебной литературы, рассчитанной на несколько лет обучения);
 обучающиеся подписывают карандашом каждый учебник, полученный
от школьной библиотеки. (При сдаче учебников надпись стирается
обучающимся). Учебники в пользовании должны обязательно иметь
дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную);
 обучающиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном
виде. В случае необходимости ремонтируют (подклеивают,
подчищают);
 учителям по соответствующему предмету непозволительно советовать
или разрешать обучающимся делать записи простым карандашом или
ручкой в учебнике;
 в случае порчи или утери учебной литературы обучающиеся должны
полностью возместить ущерб. Ответственность за утрату, порчу
учебника
несут
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних обучающихся в возрасте до 14 лет;
 обучающимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный
год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности или
в последнюю очередь, не ранее первого сентября нового учебного года.

2. Прием учебников производится в конце учебного года по графику,
составленному библиотекарем и утвержденному директором школы. Прием
учебников производится:
 учителями 1 – 4 классов для дальнейшей сдачи учебников в
библиотеку;
 библиотекарь совместно с классными руководителями 5 – 11 классов
индивидуально.
3. Выдача учебников осуществляется:
 библиотекарем ученикам 5 – 11 классов индивидуально в конце или
перед началом учебного года и учителям 1-4 классов строго по графику,
составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором
школы;
 учителями 1 – 4 классов в конце или перед началом учебного года;
 после сдачи учеником всего комплекта учебников за прошедший год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».