МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГОСОЮЗА Г.Т. ЧУПРИНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН (МБОУ СОШ № 15) ИНН 2323017365 ОГРН 1022303380285 Адрес: 353307 Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская, ул. Толстого, д.62.Тел/факс(886150) 3-16-85. E-mail: scoоl15@mail.ru Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся планируемых результатов освоения программ начального, общего и среднего общего образования в МБОУ СОШ № 15 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о системе оценивания (далее – Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 15 имени Героя Советского Союза Г.Т. Чуприны муниципального образования Абинский район (далее – Школа). 1.2. Положение разработано на основании: − Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); − Федерального закона от 04.08.2023 № 468-ФЗ "О внесении изменений в статьи 97 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; − Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования"; − приказа Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; − приказа Минобрнауки от 17.10.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; − Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; − приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; − приказа Минпросвещения России от 05.10.2020 г. № 546 (редакция от 07.03.2024 г. № 150) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»; − приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; − приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; − приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; − приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; − приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; − приказа Минпросвещения России от 01.02.2024 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральный образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; − письма Департамента общего образования Министерство образования Российской Федерации от 3 июня 2003 года № 13–51–120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; − письма Минпросвещения России от 13.01.2023 г. № 03–49 «О направлении методических рекомендаций»; − письма Минпросвещения России от 13.01.2023 г. № 03-49 «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − устава МБОУ СОШ № 15. 1.3. Настоящее Положение является локальным актом школы, принимается на педагогическом совете образовательной организации и обязательно для исполнения всеми участниками образовательной деятельности. 1.4. Положение определяет структуру школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания на территории образовательной организации с учетом единых подходов к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня на основании положений, обновленных федеральных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – ФГОС). 1.5. Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы являются требования ФГОС и федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФОП). 1.6. Система оценки образовательных результатов является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов и ФОП призвана способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования. 1.7. Основные функции системы оценки: − ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФГОС и ФОП; − обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 1.8. Основными направлениями оценочной деятельности в Школе являются: − оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; − оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; − оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. 1.9. Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: − создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся; − получение объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень; − повышение уровня информированности участников образовательных отношений при принятии решений, связанных с образованием; − принятие обоснованных управленческих решений администрацией Школы. 1.10. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: − формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к их измерению; − повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования; − проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в образовательную деятельность; − обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений; − содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся. 1.11. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: − объективность, достоверность, полнота и системность информации; − реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости; − открытость, прозрачность процедур оценивания; − прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты; − доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся; − соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания. 1.12. Система оценивания в Школе на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней подходах: − системно-деятельностном; − уровневом; − комплексном. 1.12.1. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 1.12.2. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. 1.12.3. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется чер − оценку предметных и метапредметных результатов; − использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; − использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ; − использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); − использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технологий. 1.13. Система оценивания в Школе включает процедуры внутренней и внешней оценки. 1.13.1. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам учебного плана. Внутреннее (внутришкольное) оценивание включает: − стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; − текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода; − тематическую оценку, представляющую собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету; может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения; − промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по учебному предмету (предметам), которая проводится по итогам учебного года; − итоговую оценку, складываемую из результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету. Предмет итоговой оценки: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий; − психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов; позволяющее контролировать и оценивать развитие личности обучающегося под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с другими обучающимися, учителями, родителями (законными представителями), выполнения поручений и участия в разных видах деятельности. Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.13.2. Внешняя оценка включает следующие оценочные процедуры: − итоговая аттестация; − независимая оценка качества подготовки обучающихся. 1.14. В целях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования при реализации форм внутреннего оценивания применяется критериальное оценивание. Критериальное оценивание – это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательных отношений критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. В ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательных отношений. 1.15. Система оценивания качества освоения образовательных программ обучающимися в Школе: 1.15.1. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. 1.15.2. Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2-го по 11-й класс определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «1» может быть выставлена в случае, если задание не представлено на проверку, и в других ситуациях, которые предусмотрены критериями оценивания. 1.15.2.1. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с тремя уровнями успешности (низкий. пониженный, базовый (необходимый), повышенный (программный и высокий)). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Уровни успешности Высокий Повышенный уровень Програм мный Критерии и показатели полнота освоения планируемых результатов; уровень овладения учебными действиями; сформированно сть интересов к предметной области Качество освоения Оценка/отметка программ в баллах ы 85–100% «отлично», отметка «5» 66–84% «хорошо», отметка «4» Базовый (необходимый) уровень Пониженный уровень Низкий уровень освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач отсутствие систематическо й базовой подготовки; освоение меньше половины планируемых результатов; имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету, обучающемуся требуется специальная помощь в освоении учебного предмета и в формировании мотивации к обучению 50–65% «удовлетворитель но», отметка «3» 21–49% «неудовлетворите льно», отметка «2» 0–20% «плохо», отметка «1» 1.15.3. Альтернативными формами оценивания могут быть следующие формы: − безотметочная; − зачетная; − накопительная (портфолио) – по желанию обучающегося. 1.15.3.1. Безотметочное обучение осуществляется при изучении предметов «Основы религиозных культур и светской этики», элективных курсов и учебных курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится 34 и менее учебных часов в год, применяется зачетная («зачет», «незачет») система оценивания как оценка усвоения учебного материала. 1.15.3.2. Оценка образовательных достижений обучающихся 2-х классов по учебному предмету «Английский язык», осуществляется фиксацией достижений обучающихся в классном (электроном ) журнале в виде отметок по пятибалльной шкале начиная с 1 четверти учебного года. 1.15.3.3. Промежуточные отметки выставляются: − в 5-9-х классах четыре раза в течение учебного года: один раз четверть; − в 10-11-х классах - два раза в течение учебного года: один раз в полугодие. 1.15.3.4. Текущие, промежуточные, годовые и итоговые отметки выставляются в баллах от 2 до 5 баллов. 1.16. Система оценки образовательных результатов обеспечивает комплексный подход к оценке освоения основных образовательных программ, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся (Приложение 1). 1.16.1. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные (электронные) журналы, портфолио. 1.16.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности по предметам учебного плана школы. 1.16.3. При оценке достижения обучающимся планируемых результатов во внеурочной деятельности используется система оценки "зачет/незачет". 1.16.4. Реальные достижения школьников могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения базового уровня. 1.17. Технология оценивания определяется в данном Положении на каждом уровне обучения. 2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ – НОО) 2.1. Система оценивания личностных результатов 2.1.1. Целью оценки личностных достижений обучающихся на уровне НОО является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуальнопсихологических особенностей развития. 2.1.2. Личностные достижения обучающихся, освоивших основную образовательную программу (далее – ОП) НОО, включают две группы результатов: − основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; − готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности. 2.1.3. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять только оценку следующих качеств: − наличие и характеристику мотива познания и учения; − наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия; − способность осуществлять самоконтроль и самооценку. Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий. 2.1.4. Оценка личностных достижений обучающихся проводится по результатам психологопедагогического наблюдения и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 2.2. Система оценивания метапредметных результатов 2.2.1. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения ОП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. 2.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 2.2.3. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности: − познавательных универсальных учебных действий; − коммуникативных универсальных учебных действий; − регулятивных универсальных учебных действий. 2.2.4. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умения работать с информацией. Действия Умения Логические действия сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); Исследовательские проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование действия по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях Работа с информацией выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации 2.2.5. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность. Действия Умения Общение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления Совместная деятельность формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы 2.2.6. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок). 2.2.7. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании. 2.2.8. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 2.3. Система оценивания предметных результатов 2.3.1. Предметные результаты освоения ОП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 2.3.2. Оценка предметных результатов освоения ОП НОО осуществляется через оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 2.3.3. Основным предметом оценки результатов освоения ОП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 2.3.4. Для оценки предметных результатов освоения ОП НОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 2.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания или вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 2.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает: − использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; − использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. 2.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 2.3.8. Оценка предметных результатов освоения ОП НОО осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. 2.3.9. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ОП НОО. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать: − список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика); − требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); − график контрольных мероприятий. 2.4. Процедуры оценивания на уровне НОО 2.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования. 2.4.1.1. Стартовая диагностика проводится в начале 1-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом. 2.4.1.2. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 2.4.2. Оценивание обучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с письмом Минобразования от 03.06.2003 № 13–51–120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение первого года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. 2.4.2.1. Успешность усвоения программ обучающимися 1-го класса характеризуется качественной оценкой. Учитель составляет характеристику образовательных достижений обучающегося. 2.4.2.2. Со 2-го класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». 2.4.3. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 2.4.3.1. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 2.4.3.2. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 2.4.3.3. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 2.4.4. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых результатов по учебному предмету. 2.4.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. 2.4.5.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе учета текущих образовательных результатов, а также с учетом результатов письменных контрольных работ и фиксируется в классном (электронном) журнале. 2.4.5.2. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. 2.4.6. Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 3. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ – ООО) 3.1. Система оценивания личностных результатов 3.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне ООО осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО. 3.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. 3.1.3. Во внутреннем мониторинге проводится оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов. 3.1.4. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 3.2. Система оценивания метапредметных результатов 3.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. 3.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 3.2.3. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: − освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); − овладение познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач); − овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером); − овладение регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания). 3.2.4. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. 3.2.5. Формы оценки: − для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе; − для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; − для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года. 3.2.6. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). 3.2.6.1. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 3.2.6.2. Результатом проекта является одна из следующих работ: − письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие); − художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; − материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; − отчетные материалы по социальному проекту. 3.2.6.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатываются Школой. 3.2.6.4. Проект оценивается по следующим критериям: − сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; − сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; − сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; − сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 3.3. Система оценивания предметных результатов 3.3.1. Предметные результаты освоения ФОП ООО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 3.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 3.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. 3.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 3.3.4.1. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 3.3.4.2. Обобщенный критерий «применение» включает: − использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; − использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. 3.3.4.3. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 3.3.5. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. 3.3.6. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. 3.3.6.1. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ОП ООО. 3.3.6.2. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: − список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика); − требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); − график контрольных мероприятий. 3.4. Процедуры оценивания на уровне ООО 3.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией Школы с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. 3.4.1.1. Стартовая диагностика проводится в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. 3.4.1.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. 3.4.1.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 3.4.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. 3.4.2.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 3.4.2.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 3.4.2.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 3.4.2.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 3.4.3. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету. 3.4.4 Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: − стартовая диагностика; − оценка уровня достижения предметных и метапредметны результатов; − оценка уровня функциональной грамотности; − оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. 3.4.4.1. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. 3.4.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе учета текущих образовательных результатов, а также с учетом результатов письменных, контрольных работ и фиксируется в классном (электронном) журнале. 3.4.5.1. Промежуточная отметка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. 3.4.5.2. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 3.4.5.3. Годовая отметка в 5-9 классах выставляется на основании Положения о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №15" по итогам всех учебных периодов (четвертей, полугодий). 3.4.5.4. Итоговые отметки в 9 классе выставляются в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов. 4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ – СОО) 4.1. Система оценивания личностных результатов 4.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне СОО осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО. 4.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. 4.1.3. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. 4.1.4. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики. 4.1.5. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов. 4.1.6. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 4.2. Система оценивания метапредметных результатов 4.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФОП СОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. 4.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 4.2.3. Основные объекты оценки метапредметных результатов: − освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); − способность использования универсальных учебных действий в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; − овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 4.2.4. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией Школы в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. 4.2.5. Формы оценки: − для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе; − для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; − для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года. 4.2.6. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). 4.2.6.1. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 4.2.6.2. Результатом проекта является одна из следующих работ: − письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие); − художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; − материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; − отчетные материалы по социальному проекту. 4.2.6.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатываются образовательной организацией. 4.2.6.4. Проект оценивается по следующим критериям: − сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; − сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; − сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; − сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 4.3. Система оценивания предметных результатов 4.3.1. Предметные результаты освоения ФОП СОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 4.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 4.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. 4.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 4.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 4.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает: − использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; − использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. 4.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 4.3.8. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. 4.3.9. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. 4.3.10. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ОП СОО. 4.3.11. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: − список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика); − требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); − график контрольных мероприятий. 4.4. Процедуры оценивания на уровне СОО 4.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования. 4.4.1.1. Стартовая диагностика проводится в начале 10-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. 4.4.1.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. 4.4.1.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 4.4.5. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. 4.4.5.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 4.4.5.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 4.4.5.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 4.4.5.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 4.4.6. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету. 4.4.7 Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: − стартовая диагностика; − оценка уровня достижения предметных и метапредметны результатов; − оценка уровня функциональной грамотности; − оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. 4.4.7.1. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета Школы. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. 4.4.8. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе учета текущих образовательных результатов, а также с учетом результатов письменных работ (сочинение, изложение, тест и др.) и контрольных работ, защита индивидуального проекта (продукт), фиксируется в классном (электронном) журнале. 4.4.9. Годовая отметка в 10-11 классах выставляется на основании Положения о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №15" по итогам всех учебных периодов (четвертей, полугодий). 7.4.10. Итоговые отметки в 11 классе выставляются в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов. 5. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ, ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Регламентируется "Положением о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №15. 6. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ 6.1. Общие положения 6.1.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных (электронных) журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год. 6.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации. 6.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение одного года. 6.1.4. Отметка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) оценку результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть или полугодие выставляется учителем при наличии не менее трех отметок у обучающихся. 6.1.5. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета Школы о переводе обучающегося обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под подпись родителей (законных представителей) обучающегося с указанием даты ознакомления. 6.2. Документация учителя-предметника: 6.2.1. Текущие, промежуточные и итоговые отметки выставляются учителем в классный (электронный) журнал. 6.2.2. Классный (электронный) журнал – является главным документом учителя, заполняется в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. 6.2.3. Для корректировки своей работы учитель по окончанию каждой учебной четверти, полугодия проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные: − динамику развития обучающихся за учебный период; − уровень усвоения школьниками знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ и др.); − процент обучающихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ); − уровень сформированности образовательной деятельности обучающихся; − сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по предмету, классного (электронного) журнала); − выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 6.3. Документация классного руководителя По окончании учебной четверти, полугодия и в конце учебного года классный руководитель: − выставляет в Ведомость итоговых оценок в классном (электроном) журнале итоговые отметки по предметам учебного плана; − оформляет личное дело ученика; − в течение учебного года сопровождает и контролирует деятельность обучающихся по ведению «Портфолио» - папки индивидуальных достижений. 6.4. Документация обучающихся 6.4.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь ученика. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради по предъявлению обучающегося. 6.4.2. Для мониторинга уровня обучения используется «Тетрадь для контрольных и тестовых работ». Данная тетрадь заводится по решению учителя. 6.5. Документация администрации 6.5.1. В своей деятельности администрация Школы может использовать по мере необходимости документацию учителей-предметников, обучающихся для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. 6.5.2. Материалы, получаемые от участников образовательной деятельности, заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании обучающихся на уровнях получения образования. 6.5.3. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7.1. Права и обязанности обучающихся 7.1.1. Обучающиеся имеют право: − на собственную оценку своих достижений и трудностей; − участие в разработке критериев оценки работы; − самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий; − оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же, как и на оценку навыковой стороны обучения; − ошибку и время на ее ликвидацию. 7.1.2. Обучающиеся обязаны: − проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; − овладеть способами оценивания, принятыми на уровне начального, основного и среднего общего образования; − освоить обязательный минимум УУД в соответствии ФГОС. 7.2. Права и обязанности учителя 7.2.1. Учитель имеет право: − на оценочное суждение по поводу работы обучающихся; − оценивать работу обучающихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка обучающихся должна предшествовать оценке учителя; − оценивать обучающегося только относительно его собственных возможностей и достижений; − оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. 7.2.2. Учитель обязан: − соблюдать правила оценочной безопасности; − работать над формированием самоконтроля и самооценки у обучающихся; − оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; − вести учет продвижения обучающихся в освоении УУД в классном (электронном) журналах; − доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся за четверть (полугодие) и учебный год. 7.3. Права и обязанности родителей (законных представителей) 7.3.1. Родитель (законный представитель) имеет право: − знать о принципах и способах оценивания в Школе; − на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; − на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка. 7.3.2. Родитель (законный представитель) обязан: − знать основные моменты данного Положения; − информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель (законный представитель) сталкивается в домашних условиях; − посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей. 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 8.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи Школы: формирование основы умения учиться (становление контрольно-оценочной самостоятельности) у обучающихся. 8.2. При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации Школы с целью защиты своих прав в установленном уставом Школы порядке. 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Личностные результаты Компоненты оценочной деятельности Цель Объект Процедуры Вид оценки Текущая Промежуточная Годовая/Итоговая Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся. Процесс формирования Уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственноэтической ориентации. − Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. − Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. − Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. − Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). − Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД). − «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). − «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). Технологии, методики, методы, приемы − Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД). − «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.) и другие. − оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия; − рефлексивные сочинения. − Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д. Инструментар ий − Наблюдение − Анкетирование КИМы Критерии задания (вопросы) для формирования личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов). тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов). − планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор); − обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности. − Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся). Шкала и вид отметки − Знаково-символические средства, показывающие отношение обучающихся к достигнутым результатам: цветовые, рисуночные. − Описание результатов в контексте критериев ценности. − Листы наблюдения за формированием личностных качеств обучающихся. Формы фиксации − Портфолио «Мои достижения». − Дневник ученика. − Диагностическая тетрадь учителя; − Электронное приложение к журналу учителя; − Портфолио «Оценочная деятельность учителя-предметника» 2. Метапредметные результаты Компоненты системы оценки Вид оценки Текущая Промежуточная Годовая/Итоговая Базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, классифицировать предложенные объекты; − определять существенный признак; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах на основе алгоритмов; − выявлять недостаток информации для решения учебной задачи; − устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Базовые исследовательские действия: − определять разрыв между реальным и желаемым состоянием объекта; строить прогнозы; Цель − формулировать цель, планировать ход событий; − сравнивать несколько вариантов; − проводить по предложенному плану опыт; − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. Работа с информацией: − выбрать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию; − соблюдать информационную безопасность; − анализировать и создавать текстовую, аудио, видео, графическую информацию; Объект − самостоятельно создавать схемы, таблицы и т.д. анализ процесса оценка уровня сформированности УУД, анализ полученных результатов. формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Сформированность Сформированность Процесс формирования регулятивных, регулятивных, регулятивных, познавательных, познавательных, познавательных, коммуникативных коммуникативных УУД коммуникативных УУД УУД Процедуры (внутренняя накопленная оценка (таблицы оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка) Технологии, методики, методы, приемы Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) «Технологи оценивании образовательных достижений» (Д. Д. Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А. Б. Воронцов). «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г. Ю. Ксензова). « Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е. В. Заика). «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М. Р. Битянова, Т. В. Беглова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая). Методика самооценки и уровня притязаний ДембоРубинштейн. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД). Личностный опросник Кеттелла в модификации Л. А. Ясюковой (Регулятивные УУД). Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков (методика М. Ступницкой) и другие. оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД; рефлексивные сочинения. 1. Комплексные задания на межпредметной основе. Инструмен 2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач. тарий 3. Защита итогового индивидуального проекта. КИМы Задания (вопросы) для выявления уровня сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД (достижения планируемых метапредметных результатов); Критерии планируемые метапредметные результаты Шкала и вид отметки определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; в соответствии с методикой диагностики). − Формы фиксации − − листы наблюдения за формированием регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД; портфолио «Мои достижения»; дневник обучающегося; − диагностическая тетрадь учителя; − электронное приложение к журналу учителя; − портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника» 3. Предметные результаты Компоненты системы оценки Цель Вид оценки Текущая анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава). Объекты Процедуры Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операциональног о состава) Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа, защита проектов, интегрированный проект). Промежуточная Годовая/Итоговая оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам. освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. освоения программного материала за четверть, полугодие, год. Умения решать учебнопознавательные, учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметному содержанию. Письменный опрос Письменный опрос (контрольная работа на (итоговые проверочные оценку усвоения работы по предметам, программного комплексные работы на материала по теме, межпредметной основе, блоку, содержательной ВПР). линии). − «Технология оценивания образовательных достижений» (Д. Д. Данилов − и др.). − «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А. Б. Воронцов). − Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах» Л.А. Ясюковой Технологии, методики, методы, приемы − «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г. Ю. Ксензова) и другие. − оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), − характеризующие действия с предметным содержанием; − тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах» Л.А. Ясюковой; − тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах» Л.А. Ясюковой; − рефлексивные сочинения. Продуктивные задания по применению знаний и умений, Инструментарий предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта. КИМы задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов); Критерии планируемые предметные результаты Шкала и вид отметки определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки); принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т. п. Формы фиксации «листы достижений», «оценочные Оценочные листы. листы», «карты оценки», Листы индивидуальных достижений. «таблицы требований» и т. п. Таблицы требований к результатам. Рабочие тетради. Тетради проверочных, контрольных и диагностических работ. Дневники обучающихся. Портфолио «Мои достижения». Диагностическая тетрадь учителя. Журнал учителя. Электронное приложение к журналу учителя. Портфолио «Оценочная деятельность педагога».