ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения - формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. Необходимость изучения курса «Черчение и графика» диктуется условиями повседневной жизни человека, в которой ему нередко приходится читать графические изображения графического содержания и назначения. Весь научно-технический прогресс, вся современная цивилизация базируется только на чертежах (независимо на каком носителе – бумажном или электронном). Курс «Черчение и графика» является адаптированной дисциплиной , формирующей знания, необходимые учащимся 9 классов для продолжения профессионального образования в СУЗах и ВУЗах или работы по техническим специальностям. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, технологии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Цели курса: научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Задачи курса: - обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; - обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, - содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; - научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию. Общая характеристика учебного курса Программа курса рассчитана на один год обучения. Содержит учебный материал, соответствующий образованию учащихся основной школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования В основу отбора содержания обучения графике положены следующие наиболее важные методические принципы: деятельностный подход в обучении; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности, связанной с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач; тематический принцип планирования учебного материала; принцип систематичности и последовательности в изучении материала; система межпредметных связей, взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология»; принцип психологической комфортности. Предполагает снятие по возможности всех стрессобразующих факторов учебного процесса; система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. В процессе обучения графике и черчению используются следующие методы: объяснение; беседа (беседа-закрепление, беседа-повторение, беседа-контроль); наблюдение; моделирование и конструирование; выполнение графических работ; работа с иллюстративным и справочным материалом. Особое место в учебном процессе занимает технология проблемного обучения, в основе которого лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, что способствует не только успешному овладению материалом, но и воспитанию у учащихся интереса к предмету. Творческий потенциал личности развивается посредством включения учащихся в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела программы содержит решение пропедевтических творческих задач, направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала личности, который в конце обучения черчению реализуется при решении задач с элементами конструирования. С целью повышения качества усвоения учебного материала, индивидуализации обучения используется дифференцированный подход в обучении, технология разноуровневого обучения. Выполнение графических, творческих работ предполагает выбор учащимися заданий различного уровня сложности. Место курса в образовательном процессе. В учебном плане МБОУ СОШ № 15 на изучение данного курса отведено 17 учебных часов в год по 0,5 часа в 9 классе. Содержание программы отвечает одному из условий математического образования в школе: подготовку учащихся к построению индивидуальной образовательной траектории, определение профиля дальнейшего обучения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Оформление чертежей (3ч.) Вводный урок. Правила оформления чертежа. Линии чертежа. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Порядок чтения чертежей деталей. Эскиз и технический рисунок детали. Выполнение чертежа предмета Сечения и разрезы (3 ч.) Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Эскиз детали с выполнением сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Чертеж детали с применением разреза. Чтение чертежей. Эскиз с натуры. Сборочные чертежи.(3 ч) Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Проекционное черчение (5 ч.) Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Выполнение чертежей по аксонометрическому изображению. Наложенные и высеченные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях. Строительное черчение (3 ч.) Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач и построении чертежей; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия: - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; - умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; познавательные универсальные учебные действия: - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); - формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; - умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; - умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; - умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; коммуникативные универсальные учебные действия: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; - умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - слушать партнера; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; предметные: - овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; - овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений; - развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; - усвоение систематических знаний о фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для построения и чтения чертежей; - умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства. В результате освоения материала данного курса обучающиеся будут иметь представления: об истории зарождения графического языка; о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве; о чертежах различного назначения. Обучающиеся научатся и будут знать: основы метода прямоугольного проецирования; способы построения прямоугольных проекций; способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; правила оформления чертежей. Обучающиеся научатся и будут уметь: правильно пользоваться чертежными инструментами; выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения); наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок; выполнять чертежи предметов несложной формы, выбирая необходимое количество изображений; читать чертежи несложных изделий; осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предметов в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении. Обучающиеся получат возможность применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПИСАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Наименование разделов и тем Количество часов Оформление чертежей 3 Вводный урок. Правила оформления чертежа. Графическая работа №1 «Линии чертежа» 1 Шрифты чертежные. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. 1 Технический Порядок чертежей Выполнение предмета 1 рисунок. чтения деталей. чертежа Сечения и разрезы Общие сведения о сечениях 1 и разрезах. Назначение сечений. Правила 3 Характеристика деятельности обучающихся Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала. Регулятивные: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу. Познавательные: по наглядному изображению детали выполнять чертеж в трех видах Выполнять эскиз детали с натуры (с нанесение размеров) и её технический рисунок. Выполнять чертежи по аксонометрическому изображению . По заданным видам детали выполнять необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом. По чертежу или наглядному изображению детали выполнять необходимое сечение Выполнять чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению) Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; выполнения сечений. Эскиз детали с выполнением сечений. Назначение разрезов. 1 Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Эскиз детали с1 выполнением необходимого разреза. Чертеж детали с применением разреза. Чтение чертежей. Эскиз с натуры. активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Регулятивные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы Познавательные: разработать конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнять фрагмент сборочного чертежа. Получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы Сборочные чертежи 3 Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. 1 Чертежи шпоночных штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. 1 Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. 1 Проекционное черчение 5 Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Регулятивные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы Познавательные: получение общих сведений о соединениях деталей, чертежах разных изделий. Получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы Личностные: умение ясно, точно, грамотно Метод проецирования. Центральное прямоугольное 1 проецирование. Расположение видов на чертеже. Параллельное проецирование и 1 аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Выполнение чертежей по 1 аксонометрическому изображению. Наложенные и высеченные сечения. Общие сведения о сечениях и разрезах. Чертеж детали с 1 применением разреза Соединение вида и разреза. 1 Разрезы в аксонометрических проекциях. Строительное черчение 3 Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. 1 Порядок чтения строительных чертежей. 1 Выполнение чертежа общего вида несложного изделия (сборочной единицы) 1 излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Регулятивные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы Познавательные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Регулятивные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы Познавательные: Получить сведения об основных особенностях строительных чертежей, учиться читать строительные чертежи, выполнять чертежи общего вида. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы ИТОГО 17 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану: Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров). Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений; б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения; б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. Оценка «2» ставится, если ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик: а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочным материалом; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка «4» ставится, если ученик: а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь; б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом; в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений. Оценка «3» ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь; б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.