ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее — ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС НОО – 2021), Концепции преподавания учебного курса «История России», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания. В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани», в 2022-2023 учебном году продолжается изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые вводятся с 1 по 11 класс. Обязательным условием изучения данного раздела является его безотметочное изучение. Выставление оценок за четвертую четверть осуществляется на основании текущих оценок по другим темам, исключая темы раздела «Духовные истоки Кубани». В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год курс кубановедения является курсом внеурочной деятельности в 1,4 классах. Сохраняется и продолжается работа в рамках тем «Кубань – многонациональный край». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Специфика курса «Кубановедение» как учебной дисциплины состоит в том, что курс является интегративным, и через исследовательскую деятельность дает учащимся возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края. 1 При изучении предмета в начальной школе у младшего школьника формируется представление об особенностях природы, исторического развития Кубани, о культуре и науке, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, у младшего школьника формируется представление о себе и своей семье, о малой родине (городе, станице, поселке, ауле, хуторе, в котором проживает), о многонациональном населении, о быте и народном творчестве Кубани. Общее количество часов, отведенных на изучение предмета «Кубановедение», в 1 классе составляет 33 часа, в 4 классе - 34 часа. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КУБАНОВЕДЕНИЕ" Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края. Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи: - воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края; - развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности; - формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий; - развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира. Программа призвана реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами; 2 гуманизация и гуманитаризация процесса образования. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; о природных, климатических условиях Краснодарского края; об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; 3 на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: 1. Гражданского воспитания: гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным; активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов; опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификации себя в качестве субъекта социальных преобразований; компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера; компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: 4 российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому; ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей; способности к нравственному самосовершенствованию; представлений об основах светской этики, знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; 5 социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений; дружеских чувств, коллективных взаимоотношений. 4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания): эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребности в общении с художественными произведениями; активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её. 5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности. 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья: осознания ценности жизни осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознания последствий и неприятия вредных привычек; знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. 6 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; опыта участия в социально значимом труде; коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом; опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности; экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познава7 тельными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 1 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 8 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений. Обучающийся научится: • называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес • определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении • соблюдать традиции своей школы • ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома • определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.) • приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.) • приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.) • различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение) Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни • составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения различать герб родного города (села, станицы и др.) 4 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. 9 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений. Обучающийся научится: различать природные зоны Краснодарского края рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании человеком отличать символику Краснодарского края называть органы местного самоуправления называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д. различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края 10 рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных) правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края исполнять гимн Краснодарского края Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения исполнения знакомых народных песен самоорганизации и выполнения исследовательских проектов I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА II. В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). 1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час). Раздел 1. Я и моя семья (8 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей». Раздел 2. Я и моя школа (7 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов). Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель». Раздел 4. Я и природа вокруг меня (4 часа). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». 11 Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 4 класс (34 часа) Введение. Краснодарский край на карте России (1 час). Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов). Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Раздел 2. Земля отцов - моя земля (13 часов). Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов - моя земля». Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (5 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Перечень проектных работ. Вид проекта Тема проекта 1 класс Количество за год Творческий проект Творческий проект «Будем жить одной семьей». «Мы такие разные, но так похожи». 1 1 Исследовательский проект Творческая мастерская «Какой я житель» 1 «Милый сердцу уголок» 4 класс 1 Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». «Земля отцов – моя земля». 1 Проектная работа 1 12 Проектная работа Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». «Я как хранитель духовного наследия Кубани» 1 1 III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Раздел Введение Я и моя семья Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Мой родной край 1 Будем знакомы! Кто я? Какой я? 1 Любимые занятия 1 Любимые занятия 1 Моя семья. 1 Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительноласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://learningapps.org/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ 13 Я и моя школа Обязанности и увлечения в нашей семье 1 Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 2 Творческий проект «Будем жить одной семьей». 1 Наша школа. Правила поведения в школе. 1 Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ 14 Знакомство со школой. Традиции нашей школы 1 Знакомство со школой. Традиции нашей школы 1 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. 2 Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи» 1 Участвовать в экскурсии по школе вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ https://joyteka.com/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ 15 Я и мои родные места Главный город Краснодарского края 1 Достопримечател ьности моего края, города. 2 Мой адрес. Улица, на которой я живу 1 Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 1 Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 1 Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. 1 Труд жителей моего 1 После прослушивания рассказа о Краснодаре рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия https://joyteka.com/ https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ 16 населенного пункта. Труд моих родных. Яи природа вокруг меня Исследовательски й проект «Какой я житель». 1 Растения и животные вокруг меня. Что где растет. Кто где живет. 1 Забота о комнатных растениях и домашних животных 1 Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного 1 «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ 17 края. Духовные истоки Кубани Итого Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» 1 Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. 1 Традиции казачьей семьи 1 Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечател ьности. Духовные святыни моей малой Родины. Проект Творческая мастерская 1 1 3 1 чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ Что такое духовные https://joyteka.com/ святыни. Святые места Кубани. https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit 18 Введение Краснодарский край на карте России Природные зоны Береги Краснодарского землю родимую, края как мать любимую 1 2 Кавказский биосферный заповедник. Заказники. 1 Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов. 2 https://joyteka.com/ Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. https://joyteka.com/ Перечислять природные https://joyteka.com/ зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте https://learningapps.org/ территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на https://joyteka.com/ карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. 19 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 Полезные ископаемые края, их использование. 2 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России 1 Проектная работа «Береги землю родимую, как 1 https://learningapps.org/ Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на картесхеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. https://musemsosh5.wixsite.c Перечислять полезные om/my-sit ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. https://joyteka.com/ Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним. https://learningapps.org/ Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы 20 мать любимую» История Кубани в Земля отцов – архитектуре. моя земля Жилища различных эпох текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. https://joyteka.com/ 2 Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. https://musemsosh5.wixsite.c Описывать старинные om/my-sit архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них .Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. 1 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 https://joyteka.com/ Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. https://musemsosh5.wixsite.c Сопоставлять место om/my-sit проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. 21 Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. 1 Письменные источники. 1 Устная история родного края. 1 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 Города и районы Краснодарского края. 1 Екатеринодар – 1 https://joyteka.com/ Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». https://learningapps.org/ Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. https://joyteka.com/ Определять, каким образом отразились культурноисторические традиции в устном народном творчестве. https://joyteka.com/ Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. https://musemsosh5.wixsite.c Перечислять города районы om/my-sit Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Рассказывать об истории https://joyteka.com/ 22 Краснодар. Краснодар – административны й центр Краснодарского края. Екатеринодар – Краснодар. Глава администрации края (губернатор). 1 Проектная работа «Земля отцов – моя земля». 2 Просветители Жизнь дана на земли кубанской. добрые дела 1 Защитники Отечества. 1 Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость 1 страны. главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его https://joyteka.com/ деятельности Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ 23 об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» . Духовные истоки Кубани Наследники земли отцов. Труженики полей. 1 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». 1 Библия. Библиотеки. 1 Культурное наследие 1 Кубани. Музеи хранители материальной и духовной культуры 1 https://musemsosh5.wixsite.c Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёныхселикционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических om/my-sit https://joyteka.com/ https://learningapps.org/ https://joyteka.com/ https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit 24 Проектная работа «Я как хранитель духовного 1 наследия Кубани» книг. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. https://joyteka.com/ 10 заповедей. Итого Проектов 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Мирук Т.А., Ерѐменко Е.Н., Науменко Т.А. Кубановедение. 3 класс. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ерѐменко Е.Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: электронное приложение к учебному пособию. ОИПЦ «Перспективы образования», 2021. Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: методическое пособие для учителя. Краснодар, 2022. Возвращенные сокровища Кубани / А.В. Пьянков, Е.А. Хачатурова, Т.В. Юрченко. Краснодар. 2014. Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества / Н.А. Гангур; Ред. Б.А. Трехбратов. В 2 т. Краснодар, 2009. Т. 1-2. Дело Мира: Очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. ред. Матвеев О. В. Краснодар, 2009. Книга о Кубани / сост. О.О. Карслидис. Краснодар, 2014. Корсакова Н.И. Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского Казачьего войска. Краснодар, 2012. Монастыри Кубани: путеводитель // составители А. Сметанюк, М. Петрыкина, М. Кибальник под общей редакцией протоиерея А. Касатикова. Краснодар, 2008. Православная Азбука Кубани / сост. Е.Н. Ерѐменко. Краснодар, 2015. Селиверстов А.В. Все храмы города Екатеринодара - Краснодара. Краснодар, 2014. Т. 1-2. 25 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Животный мир Кубани: интерактивное учебное пособие. Краснодар: Перспективы образования, 2021. Кубановедение: интерактивное учебное пособие для школьников. Краснодар: Перспективы образования, 2021. https://musemsosh5.wixsite.com/my-site - сайт виртуального музея муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза С.С. Азарова муниципального образования Абинский район. https://felicina.ru/excursions/virtualnye-ekskursii/ учреждения культуры Краснодарского края сайт Государственного «Краснодарский бюджетного государственный историкоархеологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына». https://learningapps.org/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://joyteka.com/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://krasnodar.navse360.ru/kultura Достопримечательности, объекты культуры и искусства Краснодарского края в формате виртуальных 3D-туров. https://www.canva.com/ - платформа для создания чек-листов, инфографики. https://famiry.ru/l/tree/tree1 - платформа для создания интерактивного генеологического древа. https://www.youtube.com/playlist?list=PLhZLpZ_9lK4wXOC068S1RODCZkEr3BZSq - YouTube – канал Природа Краснодарского края. http://www.ska3.ru/internet_projects.php?id=6 – анимационный фильм «Безопасность на дороге». Омск: студия СКАЗ. 26