ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее — ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС НОО – 2021), Концепции преподавания учебного курса «История России», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания. В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани», в 2022-2023 учебном году продолжается изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые вводятся с 1 по 11 класс. Обязательным условием изучения данного раздела является его безотметочное изучение. Выставление оценок за четвертую четверть осуществляется на основании текущих оценок по другим темам, исключая темы раздела «Духовные истоки Кубани». В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год курс кубановедения является учебным предметом в 3-4 классах. Сохраняется и продолжается работа в рамках тем «Кубань – многонациональный край». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Специфика курса «Кубановедение» как учебной дисциплины состоит в том, что курс является интегративным, и через исследовательскую деятельность дает учащимся возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края. 1 При изучении предмета в начальной школе у младшего школьника формируется представление об особенностях природы, исторического развития Кубани, о культуре и науке, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, у младшего школьника формируется представление о себе и своей семье, о малой родине (городе, станице, поселке, ауле, хуторе, в котором проживает), о многонациональном населении, о быте и народном творчестве Кубани. Общее количество часов, отведенных на изучение предмета «Кубановедение», в 2 классе составляет 34 часа, в 3 классе - 34 часа. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КУБАНОВЕДЕНИЕ" Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края. Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи: - воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края; - развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности; - формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий; - развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира. Программа призвана реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами; 2 гуманизация и гуманитаризация процесса образования. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; о природных, климатических условиях Краснодарского края; об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; 3 на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: 1. Гражданского воспитания: гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным; активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов; опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификации себя в качестве субъекта социальных преобразований; компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера; компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: 4 российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому; ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей; способности к нравственному самосовершенствованию; представлений об основах светской этики, знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; 5 социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений; дружеских чувств, коллективных взаимоотношений. 4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания): эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребности в общении с художественными произведениями; активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её. 5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности. 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья: осознания ценности жизни осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознания последствий и неприятия вредных привычек; знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. 6 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; опыта участия в социально значимом труде; коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом; опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности; экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познава7 тельными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Планируемые результаты изучения курса по классам 2 класс Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений Обучающийся научится: различать особенности времен года своей местности • определять характерные особенности рельефа своей местности • приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края • приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности • знать кубанские песни, пословицы и поговорки • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе • называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района Обучающийся получит возможность научиться: • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт • рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы; • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения) • бережно относиться к растительному и животному мир Кубани использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для • соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага . соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах • искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д. 3 класс 8 Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих умений. Обучающийся научится: определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае различать формы земной поверхности Краснодарского края приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края ориентироваться по карте Краснодарского края давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности выполнять правила сбора грибов в своей местности выполнять правила поведения у водоёма в разное время года бережно относиться к растениям и животным 2 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: 9 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений Обучающийся научится: различать особенности времен года своей местности • определять характерные особенности рельефа своей местности * • приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края 10 • приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности • знать кубанские песни, пословицы и поговорки • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе • называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района Обучающийся получит возможность научиться: • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт • рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы; • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения) • бережно относиться к растительному и животному мир Кубани использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для • соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага . соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах • искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д. 3 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: 11 Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Обучающийся научится: 12 определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае • • различать формы земной поверхности Краснодарского края приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных • называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) • различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района • называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края • ориентироваться по карте Краснодарского края • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности выполнять правила сбора грибов в своей местности выполнять правила поведения у водоёма в разное время года бережно относиться к растениям и животным СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). 13 2 класс (34 часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час). Раздел 1. Природа моей местности (10 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». Раздел 2. Населённые пункты (7 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». Раздел 3. Труд и быт моих земляков (12 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". 3 класс (34 часа) 14 Введение. Изучаем родной край (1 час). Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего». Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. Перечень проектных работ. Вид проекта Тема проекта Количество за год 2 класс 15 Годовой Часть 1: «Уж небо осенью дышало». исследовательский «Растения и животные в природе и проект сезонных жизни людей». изменений Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная 1 была». «Где я могу проводить свободное время» Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Творческий проект «Труд в моей семье». Часть 4: «Здравствуй, лето!» Исследовательский «Растения и животные в природе и жизни проект людей» 1 3 класс Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». 1 Исследовательский «Без прошлого нет настоящего». 1 «Казачьему роду нет переводу». 1 проект Проектная работа I. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Раздел Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 16 Введен Символика ие 1 Оценивать духовно-нравственный https://learningapps.org/ района (города), смысл понятия "малая родина". в Характеризовать понятия "гимн", котором я живу. Моя малая "флаг", родина. Гимн, символику флаг Изображать герб, "герб". Анализировать своего района. или делать Краснодарского аппликацию флага и герба своего края. района. Демонстрировать знание правил поведения слушания гимна. учителем и составлять во Совместно с одноклассниками план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного Фиксировать время листа. свои сопоставлять с наблюдения, наблюдениями одноклассников. Приро Времена года на да Кубани. Флаг, измерения в природе и жизни ite.com/my-sit моей герб родного человека. 1 местно города (района). сти Проект сезонных изменений. «Уж небо осенью дышало». Лето на Кубани. Анализировать сезонные https://musemsosh5.wixs Перечислять дары осени, классифицировать их и 1 описывать. Анализировать картины художников, составлять https://joyteka.com/ натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. учителем и составлять Совместно одноклассниками план Анализировать сопоставлять экскурсии. задания экскурсионного Фиксировать с листа. свои с наблюдения, наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: "горная" и "равнинная" 17 часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Формы земной 1 Перечислять названия известных https://learningapps.org/ поверхности водоёмов, описывать моей местности. людей у водоёмов. Описывать Водоёмы и их Чёрное обитатели. Дары сравнивать лета. характеристики. Показывать моря и занятия Азовское их моря, основные на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. Растительный 1 Перечислять названия растений https://joyteka.com/ мир моей своей местности. местности. ровать растения Характеризовать Классифицина группы. культурные дикорастущие и растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Лекарственные 1 Характеризовать понятие https://musemsosh5.wixs растения. «лекарственные растения». ite.com/my-sit Правила сбора и Перечислять использование растения, лекарственных Кубани, анализировать правила их растений. сбора. лекарственные произрастающие Описывать применения на способы лекарственных 18 растений. Ядовитые 1 Характеризовать понятие https://joyteka.com/ растения. Первая «ядовитые растения». Определять помощь при их отравлении Перечислять ядовитыми оказании растениями. отравлении растениями. Животный мир 1 моей местности. основные признаки. действия первой при помощи при Перечислять названия животных https://musemsosh5.wixs своей местности. Классифициро- ite.com/my-sit вать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные Составлять произведения. рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или Анализировать, фотографией. какую пользу приносят животные человеку. Красная книга 1 Знать названия некоторых https://joyteka.com/ Краснодарского растений и животных, занесённых края. в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих растениях животных своего и района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Правила 1 Анализировать с одноклассниками https://learningapps.org/ 19 защитников правила природы Рисовать защитников (делать природы. аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы. Исследовательск ий 1 проект Планировать и выполнять https://joyteka.com/ индивидуальный проект. «Растения и Анализировать значение растений животные в и животных в жизни человека. природе и жизни Создавать рекламу какому-либо людей» изделию или продукту. Населе Проект сезонных 2 Фиксировать наблюдения за https://joyteka.com/ нные изменений. погодными условиями. пункт «Зимушка – Перечислять ы зима, зима описывать особенности зимы в снежная была» Краснодарском признаки зимы, крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом 20 расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. История 1 Слушать рассказ образования образования города (Района). фиксировать Глава района. связанные об истории https://musemsosh5.wixs своего дату с района, ite.com/my-sit образования, этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. Населённые 2 Характеризовать типы населённых https://joyteka.com/ пункты пунктов: «район», «город», Краснодарского «станица», «село», «хутор», «аул». края. Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. Проект «Где я 2 Участвовать в групповом проекте, https://joyteka.com/ могу проводить выбрав группу по схожим инте- свободное ресам. время» свободного Описывать место времяпрепровождения, режим работы, направленность. Труд и Казачья станица. 2 Характеризовать понятия https://joyteka.com/ быт Религиозные «станица», «хата». Перечислять моих традиции материалы для строительства хат моих земляк земляков на Кубани, объяснять их выбор. ов Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые религиозных сооружения конфессий своей 21 местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Особенности 1 казачьего быта. Перечислять и предметы описывать https://learningapps.org/ казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную Составлять песню. рецепт блюда кубанской кухни. Уклад кубанской 1 семьи. Характеризовать понятие https://joyteka.com/ «кубанская семья». Рассказывать о ее традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье но плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Ремёсла на 1 Кубани. Перечислять ремёсла, https://joyteka.com/ распространённые в своей местности. Составить рассказ об одном из предметов выполненном быта, кубанскими мастерами. Труженики 1 родной земли. Описывать виды деятельности https://joyteka.com/ жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их Перечислять земляков. деятельность. знаменитых Определять понятие «Доска почёта». Проект «Ласточка с 2 Фиксировать погодными наблюдения за https://joyteka.com/ условиями. 22 весною в сени к Перечислять нам летит» описывать особенности весны в Профессии и Краснодарском крае. место работы Анализировать задания членов семьи. экскурсионного Фиксировать сопоставлять признаки весны, листа. свои наблюдения, с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на предприятиях, деятельность этих описывать одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Мои земляки в 1 Слушать рассказы о Великой https://joyteka.com/ годы Великой Отечественной Отечественной Планировать беседу с родными и войны. близкими. Семья и 1 Рассказывать войне. о своей семье, https://joyteka.com/ семейные используя план. Анализировать традиции. пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Творческий 1 Выполнять индивидуальный https://learningapps.org/ проект «Труд в проект. Планировать свои моей семье» действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Проект «Здравствуй, 1 Анализировать изученные темы, https://musemsosh5.wixs перечислять темы, особо заин- ite.com/my-sit 23 лето» тересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. «Духов Родная земля. ные 1 Родина. https://joyteka.com/ Родина". Что истоки Поклонные Кубан Понятие "Родина", "малая такое поклонный крест. Традиции кресты. установления поклонных крестов на и» Кубани. Духовные Источники духовного становления https://musemsosh5.wixs родники жизни человека: храм, семья, книги, ite.com/my-sit Религиозные традиции и традиции моих др. 1 земляков Красный угол. 1 Икона. Что такое «красный угол». Иконы, https://joyteka.com/ составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон. "Нет больше той Защита Родины - священный долг. https://musemsosh5.wixs любви, чем Подвиг ite.com/my-sit жизнь отдать за во имя жизни других людей. други своя". Святые 1 заступники Руси. Итого Проектов Введен Изучаем родной 2 1 Называть свой край. Рассказывать https://learningapps.org/ 24 край. ие о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. Нет в Рельеф 1 Характеризовать рельеф https://joyteka.com/ мире Краснодарского Краснодарского края. Показывать краше края: на карте горную и равнинную Родин возвышенности, части Краснодарского края. ы низменности, нашей равнины, горы. Природные 1 Перечислять и характеризовать https://musemsosh5.wixs явления и природные явления, характерные ite.com/my-sit стихийные для бедствия. Описывать Правила Составлять календарь народных безопасного примет. поведения. характеризовать Краснодарского одно края. из Перечислять них. и стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Водоёмы 1 Перечислять типы водоёмов (моря, https://joyteka.com/ Краснодарского реки, края (моря). встречающиеся в Краснодарском Водоёмы 1 озёра, плавни, лиманы), крае, показывать их на карте. https://joyteka.com/ Краснодарского Классифицировать водоёмы. края (моря, реки, Составлять рассказ об одном из озёра, плавни, них с опорой на план лиманы). Растительный мир Кубани. 1 Описывать растительный и https://learningapps.org/ животный мир с опорой на карты25 Экскурсия в схемы. Сравнивать растительность парк. и животный мир равнинной и Животный мир 1 горной края. Кубани. частей Краснодарского https://joyteka.com/ Характеризовать «культурное понятие растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Кубань – 1 территория Перечислять и характеризовать здоровья. курорты Краснодарского края. По- Курорты казывать их на карте. Составлять Краснодарского сообщение об одном из курортов, края. используя Спорт, туризм. информацию в средствах массовой свои информации (в https://musemsosh5.wixsite.co m/my-sit наблюдения, том числе Интернет). Красота 1 окружающего Анализировать мира: писателей, художников, которые талантливые старались люди о родного нашем крае. понятие «талант». Творческий творчество передать края. https://joyteka.com/ красоту Характеризовать 2 проект «Нет в Отвечать на вопросы, выполнять https://musemsosh5.wixsite.c мире краше задания, подтверждая свои ответы om/my-sit Родины текстом нашей». наблюдениями и исследованиями. учебника, Планировать и своими реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину 26 художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Без Прошлое и прошл настоящее. 1 Характеризовать понятие «лента времени». ого нет «Лента настоя Определять довательность времени». событий, щего https://joyteka.com/ после- исторических фиксировать их на «ленте времени». Древние города 1 Показывать на карте om/my-sit местонахождение древнегреческих (Горгиппия https://musemsosh5.wixsite.c городов и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Историческая 1 карта, история Показывать на карте. переселения казаков с опорой на Переселение текст казаков на переселение Кубань представлению. Основание городов и станиц. История основания своего населённого 1 на карте учебника. названия путь Описывать казаков их по Перечислять первых показывать https://joyteka.com/ станиц на и https://musemsosh5.wixs карте. ite.com/my-sit Рассказывать историю основания своего населённого Чертить план населённого (схему) пункта. своего пункта 27 пункта. (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. С верою в 1 Анализировать сердце. отличия православного культовых храма от сооружений иных https://joyteka.com/ религий и других архитектурных сооружений,. святом Рассказывать (или празднике), освящён во православном имя храм праздник) в о которого (празднуется своём городе (районе). Символика 1 Краснодарского Характеризовать исторические края. История и факты, современность. отражённые в символике края. предметы, традиции, https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Добрые соседи. 1 Майкоп – Оценивать духовно-нравственный https://musemsosh5.wixsite.c столица смысл понятия «дружба народов». om/my-sit Республики Показывать на карте Республику Адыгея. Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» основания, Адыгеи к год год его присоединения России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край. 28 Проектная 2 Отвечать на вопросы, выполнять https://musemsosh5.wixs работа «Без задания, подтверждая свои ответы ite.com/my-sit прошлого нет текстом настоящего». наблюдениями и исследованиями. учебника, Планировать проект и реализовывать «Лента Анализировать художника, своими времени». картину высказывать своё мнение и аргументировать его. Казачь Твоя 1 ему родословная. Составлять рассказ об истории роду История твоей своей семьи с опорой на план. нет семьи. Рисовать генеалогическое дерево. перево Оформлять альбом «Моя родос- ду ловная». Ты и твоё имя, https://joyteka.com/ 1 имена в твоей Рассказывать о своём имени, о его https://musemsosh5.wixsite.c семье. значении. om/my-sit Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Из истории 1 кубанских Анализировать фамилий. фамилии, кубанские https://learningapps.org/ фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». 29 Семейные 1 Характеризовать ценности. Мама. «семейные понятия ценности», «честь https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ составлять рассказ солдатских района, о и пр.), о подвиге матерей своего матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Твои земляки - 1 Анализировать и устанавливать труженики. https://joyteka.com/ связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. Кубанские умельцы. 1 Перечислять распространённые Составлять на ремёсла, https://musemsosh5.wixsite.c Кубани. om/my-sit рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. 30 Народные 1 обычаи и Характеризовать народные https://musemsosh5.wixsite.c традиции. обычаи традиции. om/my-sit и Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Казачий 1 Перечислять фольклор. основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать https://musemsosh5.wixsite.c om/my-sit примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Проектная 2 Отвечать на вопросы, выполнять работа задания, подтверждая свои ответы https://joyteka.com/ «Казачьему роду текстом нет наблюдениями и исследованиями. переводу». Планировать и реализовать проект учебника, своими «Моя семья в истории Кубани». Анализировать художника, скульптуру высказывать своё мнение и аргументировать его. Духов Святые ные источники 1 Духовный смысл православных https://musemsosh5.wixs праздников. Крещение Господне. ite.com/my-sit истоки Кубани. Значение Кубан крещения. Крещенские традиции. и История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Храмы. 1 Устройство храма и его значение. 31 Внутреннее и Особенности архитектуры, внешнее иконостас. устройство. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты) Именины. 1 Что такое именины. День https://joyteka.com/ небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. Подвиг 1 материнства. Любовь матери. Материнский https://learningapps.org/ труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. Итого Проектов 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Мирук Т.А., Ерѐменко Е.Н., Науменко Т.А. Кубановедение. 3 класс. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ерѐменко Е.Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: электронное приложение к учебному пособию. ОИПЦ «Перспективы образования», 2021. Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: методическое пособие для учителя. Краснодар, 2022. Возвращенные сокровища Кубани / А.В. Пьянков, Е.А. Хачатурова, Т.В. Юрченко. Краснодар. 2014. Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества / Н.А. Гангур; Ред. Б.А. Трехбратов. В 2 т. Краснодар, 2009. Т. 1-2. Дело Мира: Очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. ред. Матвеев О. В. 32 Краснодар, 2009. Книга о Кубани / сост. О.О. Карслидис. Краснодар, 2014. Корсакова Н.И. Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского Казачьего войска. Краснодар, 2012. Монастыри Кубани: путеводитель // составители А. Сметанюк, М. Петрыкина, М. Кибальник под общей редакцией протоиерея А. Касатикова. Краснодар, 2008. Православная Азбука Кубани / сост. Е.Н. Ерѐменко. Краснодар, 2015. Селиверстов А.В. Все храмы города Екатеринодара - Краснодара. Краснодар, 2014. Т. 1-2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Животный мир Кубани: интерактивное учебное пособие. Краснодар: Перспективы образования, 2021. Кубановедение: интерактивное учебное пособие для школьников. Краснодар: Перспективы образования, 2021. https://musemsosh5.wixsite.com/my-site - сайт виртуального музея муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза С.С. Азарова муниципального образования Абинский район. https://felicina.ru/excursions/virtualnye-ekskursii/ учреждения культуры Краснодарского края сайт Государственного «Краснодарский бюджетного государственный историкоархеологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына». https://learningapps.org/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://joyteka.com/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://krasnodar.navse360.ru/kultura Достопримечательности, объекты культуры и искусства Краснодарского края в формате виртуальных 3D-туров. https://www.canva.com/ - платформа для создания чек-листов, инфографики. https://famiry.ru/l/tree/tree1 - платформа для создания интерактивного генеологического древа. https://www.youtube.com/playlist?list=PLhZLpZ_9lK4wXOC068S1RODCZkEr3BZSq - YouTube – канал Природа Краснодарского края. 33 http://www.ska3.ru/internet_projects.php?id=6 – анимационный фильм «Безопасность на дороге». Омск: студия СКАЗ. 34 35