ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Климат большей части России не достаточно благоприятен для выращивания в открытом грунте теплолюбивых овощей, цветов. Возделывание их в условиях защищенного грунта позволяет получать свежие овощи в ранние сроки, уже в июне. Изучаемый материал актуален для ребят подросткового возраста, так как они живут в сельской местности, где практически каждая семья имеет личное подсобное хозяйство. Свежие фрукты и овощи, а также зелень пользуются спросом у покупателей круглый год. Выращивать их можно как в теплицах на дачном участке, так и в специально выстроенных тепличных хозяйствах. При грамотном подходе тепличный бизнес может приносить хороший стабильный доход. Но перед тем, как начать этот бизнес, необходимо разобраться во всех его тонкостях, дабы не потерпеть неудачу. Но самое главное, конечно, то, что защищенный грунт – это хорошее подспорье для семьи сельского труженика. Данная программа разработана для реализации содержания естественнонаучной направленности, призвана познакомить учащихся с основными работами в овощеводстве и цветоводстве защищенного грунта, дать учащимся краткие сведения о требованиях к условиям внешней среды и способам возделывания, сформировать у учащихся умения и навыки грамотного, рационального ведения работ на собственном огороде, побуждать учащихся к сознательному выбору одной из профессий «Плодоовощевод». ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание условий для привития практических умений и навыков по выращиванию растений и ухода за ними, привития навыков создания оптимальной экологической среды обитания человека. Программа предполагает решение образовательных, метапредметных и личностных задач: 1. 2. 3. Личностные: Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности. Формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению проектной деятельности. Воспитать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации. Метапредметные: 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Развивать качества, необходимые для продуктивной учебноисследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным результатам. Формирование у обучающихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности. Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации. Образовательные: Приобрести практические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта. Содействовать становлению у подростков знаний о способах создания системы земледелия в теплице. Развивать на базе биологических знаний и умений научную картину мира как компонента общечеловеческой культуры;. Формировать навыки выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте, составления севооборота в теплице в течение одного эксплуатационного периода. Сформировать мотивацию учащихся к осознанному подходу к выбору будущей прфессии. Программа способствует: - Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, как необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения исследований. Реализации механизма включения учащихся в опытноэкспериментальную работу. Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств. Формированию нового способа действий, с усвоенным старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения. Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Введение в программу Теоретическая часть: Предмет изучения. Правила безопасной работы в защищенном грунте. Санитарные и гигиенические нормы. Современное состояние и перспективы развития тепличного хозяйства. ТБ. Практическая часть: Ознакомительная обзорная экскурсия в теплицы тепличного хозяйства. Типы сооружений защищенного грунта. Форма контроля: Педагогическое наблюдение. 2. Технология выращивания рассады Теоретическая часть: Понятие «рассадная теплица». Способы выращивания рассады. Пикировка. Оптимальные параметры выращивания рассады. Требования к качеству рассады в условиях теплицы. Практическая часть: Определение посевных качеств семян овощных культур. Выращивание рассады овощных культур в рассадной теплице. Однолетние цветочные растения, выращиваемые рассадным способом. Сортировка семян однолетних цветов. Подготовка почвы к посеву семян однолетников. Рыхление почвы. Посев семян бархатцев, петуньи, гацании. Форма контроля: Викторина. 3. «Технологии производства декоративных растений защищенном грунте» Практическая часть: Полив. Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Обрезка и прищепка растений. Пересадка, перевалка, приготовление земляной смеси. Классификация минеральных удобрений. Подготовка удобрений для внесения в почву. Размножение комнатных растений. Вредители и болезни комнатных растений и борьба с ними. Форма контроля: Практическая работа. Подведение итогов работы Практическая часть: Закрепление пройденного материала. Отчет по практике. Тесты на определение уровня освоения пройденного материала. Форма контроля: Тестирование. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Программа предполагает воспитание у учащихся: бережного отношения ко всему живому; любви к природе; отношения к природе как к общечеловеческой ценности; достаточного уровня коммуникативной культуры; желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой или исследовательской группы, делиться результатами своей работы и работы участников исследований. Метапредметные результаты: Программа предполагает развитие у учащихся: интеллекта; проектного мышления; творческого мышления; самостоятельного мышления; прикладной стороны мышления; навыков самоконтроля; навыков самоанализа, самореализации; высокого уровня познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению; высокого уровня общей и экологической культуры. Образовательные результаты: Программа предполагает, что учащийся будет знать: многообразие растений открытого и закрытого грунта; способы создания системы земледелия в теплице; растительный мир своей местности; влияние деятельности человека на окружающую среду; общие принципы построения научной работы. Программа предполагает, что учащийся будет уметь: многообразие растений открытого и закрытого грунта; ухаживать и содержать растения открытого и закрытого грунта; выращивать рассаду овощной продукции в защищенном грунте; составлять севооборотв теплице в течении одного эксплуатационного периода; применять полученные знания на практике. Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения: дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации); воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели); межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся. Методы работы: вербальный, словесно – наглядный, дедуктивный, поисковый, исследовательский, самостоятельная работа и др. Формы работы по программе: учебные комплексные), экскурсии, наблюдения, конкурсы. занятия (простые и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 1. Введение в программу. 4 2 2 2. Технология выращивания рассады. Основные приемы агротехники комнатных растений. Подведение итогов работы. 22 2 20 7 - 4 1 - 1 34 4 30 3. 4. Всего: ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Дата № 34 Практические работы Факт план 12 Всего часов 4 Вводный урок Предмет изучения. Инструктаж по ТБ. Правила безопасной работы в защищенном грунте. Санитарные и гигиенические нормы. Современное состояние и перспективы развития тепличного хозяйства. Ознакомительная обзорная экскурсия в теплицы тепличного хозяйства. Типы сооружений защищенного грунта. 2 2 2 Технология выращивания рассады Понятие «рассадная теплица». Способы выращивания рассады. 1 5 6 Пикировка. Оптимальные параметры выращивания рассады. Требования к качеству рассады в условиях теплицы. Определение посевных качеств семян овощных культур. 7 1 1 1 1 8-9 Выращивание рассады овощных культур в рассадной теплице. 2 2 Однолетние цветочные 1 растения, выращиваемые рассадным способом. Сортировка семян однолетних цветов. Подготовка почвы к посеву семян 1 однолетников. Рыхление почвы. 2 1314 Посев семян бархатцев, петуньи 2 2 1517 Размножение декоративных хвойных культур (туя, голубая ель, кипарис, можжевельник) 2 2 1820 Выращивание экзотических тропических культур (лимон, ананас, авакадо, инжир) 3 3 2123 Получение растений химер (прививка томатов на картофель) 3 3 2426 Приготовление субстрата и выращивание съедобных грибов 2 2 1011 1 12 «Технологии производства декоративных растений защищенном грунте» 27 Полив. Влажность воздуха. Температурный и световой режим. 1 1 2829 Обрезка и прищипка растений. Пересадка, перевалка, приготовление земляной смеси. 1 30 Классификация минеральных удобрений. Подготовка удобрений для внесения в почву. 3132 Размножение комнатных растений. 1 1 33 Вредители и болезни комнатных растений и борьба с ними. 1 1 34 2 2 Подведение итогов работы Закрепление пройденного 1 материала. Тесты на определение уровня освоения пройденного материала. Итого: 34 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.cnshb.ru www.rsl.ru/ru/sl www.cnshb.ru/akdil www.fadr.msu.ru www.fadr.msu.ru/rin/library/index.htm www.orel.rsl.ru http://isir.ras.ru/win/db/help/asp?P=.pg-Home