Рабочая программа по дисциплине «Черчение. 10-11 классы» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования1, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России2, Примерных программ основного общего
образования3, Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования4, учебник5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение черчению является необходимой составляющей основного общего
образования и призвано развивать логическое и пространственное мышление
учащихся, логическую интуицию, техническую эрудицию, аккуратность, умение
работать с литературой и доводить начатое до логического завершения. Изучение
раздела «Компьютерная графика» позволит также овладеть современными
информационными
технологиями
и
виртуальным
геометрическим
моделированием. Черчение входит в предметную область «Технология», но по
своему содержанию изучает также вопросы области «Математика и информатика»
(в частности, вопросы геометрии и информатики).
Основными целями курса «Черчение» в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
является
формирование
представлений о составляющих техно-сферы, о современном производстве и
распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как
универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности
определяет общие цели учебного предмета «Черчение».
Предмет «Черчение» обеспечивает формирование представлений о
технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего
поколения, становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств учащихся.
Технология
как
учебный
предмет
способствует
профессиональному
самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию
гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально
обоснованных ценностных ориентаций. С помощью этого предмета учащийся
должен овладеть необходимыми базовыми приемами ручного и механизированного
1
См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /
Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
2
См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
3
См.: Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы: проект. — М.:
Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
4
См.: Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
5
См.: Преображенская Н.Г. Черчение. – М.: Вентана-Граф, 2011
2
труда с использованием инструментов, механизмов и машин, способами
управления отдельными видами распространенной в быту техники. Эти знания
необходимы учащемуся как в обыденной жизни, так и в будущей
профессиональной деятельности. Таким образом, главная цель изучения черчения
— применение в практической деятельности знаний и умений, полученных при
изучении основ наук.
Усвоенные в курсе черчения основной школы знания и способы действий
необходимы не только для дальнейшего успешного овладения технической
профессией, но и для решения практических задач в повседневной жизни
(например, понимание инструкции бытовой техники для ее мелкого ремонта).
Цель рабочей программы:
развитие пространственного и образного мышления школьника; привитие
интереса к технике и техническому творчеству; осознание роли техники и
технологии в социальном развитии общества; осмысление истории, перспектив
и социальных последствий развития техники и технологии;
При разработке рабочей программы по черчению поставлены следующие
задачи:
ознакомление с основами изготовления деталей машин и механизмов, а также
их сборки; с методами технической, творческой и проектной деятельности;
формирование знаний основ государственной стандартизации и основных
стандартов выполнения чертежей; технических основ конструкции машин и
механизмов;
формирование умений аккуратно выполнять геометрические построения и
пользоваться чертежными инструментами; оптимизировать трудовые и
временные затраты при выполнении чертежей выбором минимальнодостаточного количества изображений на чертеже;
формирование умения выражать свои конструкторские замыслы посредством
универсального языка техники – чертежа и методами 3D-моделирования;
формирование умения работать с технической и справочной литературой;
организовать и планировать свою трудовую деятельность на рабочем месте.
формирование у школьников мотивации изучения черчения, готовности и
способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению,
построению индивидуальной траектории в изучении предмета и последующем
получении специального образования;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной
деятельности
посредством
освоения
личностных,
познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование специфических для черчения стилей мышления, необходимых
3
для полноценного функционирования в современном обществе, в частности
логического, алгоритмического и эвристического;
освоение в ходе изучения черчения специфических видов деятельности, таких
как практика выполнения чертежей, использование геометрических построений
различной сложности, выполнение вычислений, овладение символьным языком
предмета в виде обозначений на чертежах в соответствии с государственными
стандартами;
освоение в ходе изучения черчения основ геометрического моделирования,
формирование умения параметризировать плоские и пространственные
геометрические объекты;
формирование умения в зависимости от поставленных задач считывать
информацию с таблиц и графических изображений и представлять ее в виде
конкретных конструктивных решений;
овладение учащимися языком чертежа как средством описания техногенной
составляющей окружающего мира;
овладение черчением как языком техники для решения повседневных
жизненных задач, связанных с использованием бытовой техники, так и
самостоятельного технического творчества;
выработка аккуратности и ответственности при выполнении чертежей;
овладение новыми информационными компьютерными технологиями,
связанными с осознанием их графических возможностей;
осознание роли техники и технологий в развитии и модернизации общества,
воспитание научного мировоззрения;
развитие интереса к технике и техническому творчеству, изучение смежных
дисциплин как основы выбора будущей профессии.
Содержание курса черчения строится на основе системно-деятельностного
подхода, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Учебник нацелен на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы в области черчения и компьютерной графики.
Для того чтобы поддержать, углубить и расширить естественный интерес
обучающихся к инженерной и компьютерной графике, авторы учебника строят
4
свое изложение материала на основе разработанной ими системы примеров,
упражнений и заданий практической направленности, которые естественно
возникают при выполнении учебных заданий по черчению и компьютерной
графике. Материал учебника опирается на принцип использования практических
задач в качестве основы для создания проблемных ситуаций.
Повышению интереса обучающихся к предмету способствует доступность
изложения материала, логически увязанное размещение отдельных условно
самостоятельных разделов курса в главах и параграфах, исторические экскурсы,
включение в текст подробного описания порядка действий пользователя при
выполнении того или иного задания как традиционного черчения, так и
компьютерного черчения или трехмерного моделирования (в зарубежных
источниках такая методика называется «step-by-step», т. е. «шаг за шагом»).
Повышение доступности материала учебника достигается также благодаря
систематическому использованию принципа наглядности материала, в частности за
счет использования большого количества содержательных иллюстраций. Иллюстрациями являются не только конечные геометрические образы, которые
должны быть получены в результате выполнения учебных заданий, но и
промежуточные этапы построений, используемые инструменты построения (для
компьютерной графики), рисунки и чертежи, иллюстрирующие высказанные в
учебнике теоретические положения, а также «исторические» рисунки (старинные
чертежи, портреты деятелей, внесших наибольший вклад в развитие инженерной и
компьютерной графики, и др.).
Работая с представленным в учебнике материалом, учащиеся привыкают к
мысли, что любые процессы и технологии в этой учебной дисциплине имеют
алгоритмическую сущность, в основе каждой из которых лежит определенный
алгоритм (выбор главного вида детали, определение количества видов, нанесение
размеров, выбор конкретного приема построения трехмерной модели в
компьютерной графике и др.).
Описанный в учебнике порядок действий равносилен понятию «алгоритм».
Систематическое использование порядка действий (алгоритма) способствует
выработке у обучающихся алгоритмического мышления, побуждая их разбивать
любой процесс на этапы и устанавливать последовательность выполнения этих
этапов. Ход их выполнения для каждого из заданий описан в учебнике достаточно
подробно.
Материалы учебника обеспечивают его универсальность и инвариантность
относительно различных категорий обучающихся. Содержание и отмеченный
выше характер изложения учебного материала, а также достаточно большое
количество рассмотренных примеров и упражнений обеспечивают возможность
работы с учебником школьников с различным уровнем подготовки.
5
В программу включен национально-региональный компонент, который
направлен на формирование этнокультуроведческой компетенции учащихся для
национального самоосознания личности в поликультурном пространстве;
толерантности, уважения инокультурных традиций и обычаев. В 10, 11 классах
организовать экскурсии в Музей истории ЛВРЗ и ВСЖД, Этнографический музей
народов Забайкалья, Музей истории г. Улан-Удэ, Музей истории культуры и
искусства Бурятии в целях ознакомления учащихся с промышленными и
строительными чертежами, истории архитектуры г. Улан-Удэ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс черчения в 9 классе складывается из содержательных компонентов,
которые в своей совокупности учитывают современные тенденции отечественной и
зарубежной школы, возможности компьютерных технологий и современного
программного обеспечения и позволяют реализовать поставленные перед
школьным образованием цели и задачи на информационно емком и практически
значимом материале.
К таким компонентам в курсе черчения относятся:
техника выполнения и правила оформления чертежей;
геометрические построения;
проекционное черчение;
изображения на чертеже;
аксонометрические проекции;
машиностроительное черчение; сборочные чертежи и чертежи общих
видов;
компьютерная графика;
строительное черчение.
Названия этих компонентов совпадают с названиями соответствующих глав
учебника. Рассмотрим содержание этих компонентов (разделов курса) подробнее.
Глава «Техника выполнения и правила оформления чертежей» позволяет
ознакомиться с историей инженерной графики вообще и черчения в частности и
узнать роль и место этих дисциплин в техническом прогрессе человечества. В этом
же разделе учащиеся знакомятся с чертежными инструментами и материалами,
необходимыми для выполнения чертежно-графических работ, их видами и
основными приемами работ на них. Здесь же рассказано о государственной системе
стандартизации и стандартах выполнения чертежей. Наиболее подробно описаны
стандарты оформления чертежей (линии, шрифты, масштабы, заполнение основной
надписи и т. п.), необходимые школьникам для выполнения практических работ.
Глава «Геометрические построения» описывает основные технические
приемы выполнения чертежа — проведение параллельных и перпендикулярных
6
линий, деление отрезков, углов и дуг на равные части, выполнение сопряжений
линий. Здесь же достаточно подробно описаны и правила нанесения размеров на
плоские изображения, указаны упрощения, позволяющие сократить трудоемкость
этих операций.
Глава «Проекционное черчение» знакомит учащихся с основополагающим
приемом получения плоских изображений пространственных предметов —
методом проецирования. Рассмотрены различные способы проецирования (прямоугольное,
косоугольное,
центральное),
их
особенности
и
области
предпочтительного применения. Введено понятие комплексного чертежа, описаны
способы его формирования. Подробно разобрано изображение на комплексном
чертеже точки, отрезка прямой, отсека плоскости, разобраны особенности
изображения объектов общего и частного положений.
Описано также решение простейших задач на комплексном чертеже —
построение третьей проекции точек и прямых, принадлежащих заданной
плоскости, и т. п. В конце изучения этого материала показаны основные приемы
построения третьей проекции пространственных предметов как композиции
элементарных тел, а также введено принятое в черчении понятие безосного
чертежа.
Глава «Изображения на чертеже» позволяет ознакомить учеников с
основополагающим в черчении понятием вида. Описаны принятые в черчении
основные и дополнительные виды, а также местные виды и их обозначения на
комплексном чертеже. Показано изображение основных геометрических тел
(примитивов) на комплексном чертеже; интерпретация пространственного объекта
любой сложности как композиции примитивов; приемы построения точек и линий
на поверхностях пространственных объектов.
Помимо видов описаны разрезы (простые, сложные, ломаные, ступенчатые,
местные), позволяющие показать внутренние объемы изображаемого предмета.
Описаны условности, принятые в черчении для изображения разрезов, а также
сечения и условности, связанные с их изображением на чертежах; приемы
нанесения размеров для сложных пространственных деталей не только на видах, но
и с учетом имеющихся на чертеже разрезов и сечений.
Глава «Аксонометрические проекции» знакомит с основными видами
аксонометрических проекций в черчении, способами их получения и
особенностями построения в них геометрических объектов различного вида.
Показаны области применения различных аксонометрических проекций и способы
построения в них простейших геометрических образов (прямых и окружностей).
Глава «Машиностроительное черчение» знакомит с основными видами
изделий в технике (деталь, сборочная единица и т. п.). В ней подробно описаны
способы образования резьбы, ее основные параметры, обозначения и изображения
7
на чертеже как элемента детали и в собранном виде. Показаны приемы
вычерчивания типовых элементов таких деталей и способы выбора резьбовых
деталей нужного размера из каталога.
В главе также описаны приемы выполнения чертежей достаточно сложных
машиностроительных деталей (выбор главного и необходимого количества
дополнительных видов, условности и упрощения, нанесение размеров с учетом
технологии изготовления таких деталей). Подробно рассмотрено технологически
грамотное нанесение размеров на механически обработанные детали с учетом баз.
Показаны приемы обмера деталей для их вычерчивания, необходимые для этого
инструменты и способы их использования. Описаны методы выполнения эскизов
деталей.
Глава «Сборочные чертежи и чертежи общих видов» позволяет
познакомить учащихся с резьбовыми соединениями. На основании ранее
изученных в предыдущем разделе крепежных резьбовых деталей показаны
способы образования резьбовых соединений, способы подбора крепежных деталей
для резьбовых соединений с проведением необходимого геометрического расчета.
Помимо основных резьбовых соединений (болтового, шпилечного и винтового)
показаны приемы построения и вычерчивания других видов резьбовых
(фитинговые) и нерезьбовых соединений (штифтовых, заклепочных, сварных,
клеевых и др.).
В главе описаны фундаментальные понятия спецификации и сборочного
чертежа для сборочной единицы, построения схемы деления и формирования
обозначений входящих в нее деталей и сборочных единиц, а также содержание и
требования к каждому из этих конструкторских документов. Помимо этого введено
понятие чертежа общего вида и описаны приемы его деталирования.
Глава «Компьютерная графика» описывает основные понятия современной
компьютерной графики, ее историю, классификацию программного обеспечения
компьютерной графики, различие растровой и векторной 2D-графики и основные
виды ЗD-графики. Особое внимание уделено современным системам
геометрического моделирования, их разновидностям и особенностям, связям с
системами инженерных расчетов технологической подготовки производства, что
создает
для
страны
предпосылки
высокотехнологичного
гибкого
автоматизированного производства.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на курс «Черчение» в 10 классе из школьного компонента
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Время на изучение курса
«Черчение» в 11 классе – 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
8
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Программа предполагает достижение выпускниками основной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
ответственности в отношении к учению, готовности и способности
обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой
мотивации учебной деятельности и личного смысла изучения черчения,
заинтересованности в приобретении и расширении технических знаний и
умений, осознанности построения индивидуальной образовательной
траектории;
коммуникативной компетентности в общении, учебно-исследовательской
деятельности по предмету выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать
свои мысли в устной и письменной речи, строить чертежи и компьютерные
геометрические модели, вести конструктивный диалог, а также понимать и
уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, техники и общественной практики; представлений об изучаемых
методах инженерной и компьютерной графики, используемых в черчении, как о
важнейших средствах описания техносферы современного мира и общества.
В метапредметных результатах сформированность:
способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской
деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
выполнения;
умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умения находить необходимую информацию в различных источниках (в
справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной
форме (словесной, табличной, графической, символьной), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или
коммуникативными задачами;
владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев, установление родо-видовых и причинно-следственных
связей, построения умозаключений;
9
умения организовать совместную учебную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в
группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
В предметных результатах сформированность:
умения работать с графическими изображениями, текстовыми и табличными
обозначениями на них, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, а также средствами чертежа и компьютерного виртуального
моделирования, применять чертежную и графическую терминологию и
символику;
умения использовать базовые понятия содержания черчения (проекция, вид,
разрез, примитив, деталь и др.), включая терминологию компьютерного
моделирования (эскиз, перенос, поворот, вращение и т. п.);
представлений о способах получения плоских изображений пространственных
объектов (прямоугольное и косоугольное проецирование, аксонометрия,
комплексный чертеж и т. п.);
представлений об условностях и обозначениях, используемых при выполнении
чертежей плоских и пространственных объектов;
умения выполнять геометрические построения различной сложности на
чертежах (деление отрезков, дуг и углов на равные части, проведение
параллельных и перпендикулярных линий, сопряжений и др.);
умения аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием
современных чертежных инструментов и материалов;
умений создавать изображения плоских и объемных объектов средствами систем
твердотельного моделирования;
умений редактировать, преобразовывать, перемещать модели, полученные
средствами системы.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне
(без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений
оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
10
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре
и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном
чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции,
технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса
Учащиеся должны знать:
основные
правила
построения
линий
пересечения
простейших
геометрических образов;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и
разрезов на комплексных чертежах;
условные обозначения материалов на чертежах;
основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне
знакомства);
условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и
способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на
пути «от идеи – до изделия»).
11
Учащиеся должны уметь:
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество
изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе)
модели, детали, простейшей сборочной единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из
трех – шести деталей;
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных
пунктов и других объектов;
читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием
(в том числе с элементами конструирования).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Техника выполнения чертежей. Виды и значение графической информации
в жизни человека и общества. Изменение чертежей от античного мира до наших
дней. Чертеж как язык техники. Влияние компьютерных технологий на выпуск
проектной документации.
Чертежные материалы — бумага, карандаши конструкторские и обозначение
их твердости. Правила вычерчивания линий карандашом. Резинка (ластик),
кнопки.
Чертежные инструменты — чертежная доска, рейсшины различных видов,
угольники чертежные, линейки, транспортир. Чертежный прибор. Готовальня и
содержащиеся в ней инструменты — циркуль чертежный (большой и малый),
кронциркуль падающий, разметочный циркуль, разметочный кронциркуль. Приемы
работы с этими инструментами. Лекала, щитки, щетки.
Правила оформления чертежей. Понятия изделия, конструкторской
документации, чертежа. Определение чертежа и дисциплины «Черчение».
Основные понятия стандартизации. Стандарты выполнения чертежей. Форматы —
их обозначения, размеры и правила образования форматов. Основная надпись
чертежа и правила ее заполнения.
12
Линии чертежа — их название, начертание и назначение. Шрифты
чертежные — виды, размеры, обозначение, начертание символов. Масштабы и их
указание на чертеже.
Геометрические
построения.
Проведение
параллельных
и
перпендикулярных линий. Деление отрезков на равные части. Построение и
деление углов пополам. Деление окружности на равные части. Построение
многоугольников, вписанных в окружность.
Сопряжения. Сопряжение (касание) прямой и окружности при различном
взаимном расположении прямой и окружности. Сопряжение прямых дугой
заданного радиуса. Сопряжение (касание) окружностей (внешнее и внутреннее).
Примеры использования сопряжения в практических построениях.
Геометрические построения (откладывание отрезков заданной длины,
деление отрезков, углов и окружностей на заданные части, вписывание в
окружность многоугольника с заданным числом сторон, построение
перпендикуляров).
Нанесение размеров. Размеры (размерные линии и размерные числа) на
чертежах. Правила нанесения размеров на изображения плоских контуров
(размеры и начертание размерных линий, размерных стрелок, размерных чисел).
Различные случаи нанесения линейных размеров с учетом особенностей
изображения. Правила простановки радиальных, диаметральных и угловых
размеров. Принятые условности и упрощения при простановке размеров. Размеры
формы и размеры расположения. Примеры простановки размеров.
Геометрические построения плоского контура (включая различные виды
сопряжений), нанесение размеров и заполнение основной надписи чертежа.
Методы проецирования. Значение метода проецирования для практики
выполнения чертежей. Сущность метода проецирования. Виды методов
проецирования — центральное, параллельное и косоугольное. Их особенности и
области применения.
Комплексный чертеж. Понятие комплексного чертежа как реализация
требования его обратимости. Эпюр Монжа. Принципы получения комплексного
чертежа. Построение комплексного чертежа точки, отрезка прямой. Прямые
общего и частного положений (горизонтали, фронтали, профильные прямые).
Проецирующие прямые. Особенности изображения прямых общего и частного положений на комплексном чертеже. Решение простейших задач на точки и прямые
на комплексном чертеже (построение третьей проекции объекта, прямых
различного положения через заданную точку и др.).
Построение комплексного чертежа плоскости. Понятие отсека плоскости.
Плоскости общего и частного положений (плоскости уровня и проецирующие
плоскости) и их изображение на комплексном чертеже. Решение простейших задач
13
положения и изображения плоскости на комплексном чертеже (построение третьей
проекции отсека плоскости, принадлежность точки и прямой плоскости,
проведение в плоскости прямых частных положений и др.).
Комплексные чертежи предметов (пространственных объектов). Общие
принципы и приемы построения третьей проекции заданных предметов. Понятие
безосного чертежа.
Геометрические построения точек, отрезков прямых и отсеков плоскостей на
комплексном чертеже (построение объектов по заданным координатам, построение
третьей проекции, построение прямых и точек, лежащих в заданных плоскостях, и
др.).
Виды. Понятие и определение вида в черчении. Основные виды (спереди,
сверху, слева и т. п.). Выбор главного вида. Расположение и обозначение основных
видов на чертеже. Дополнительные и местные виды, их обозначение и расположение на чертеже.
Изображение поверхностей и геометрических тел на различных видах.
Различие между поверхностью и телом. Простейшие геометрические тела
(примитивы), их виды. Основные поверхности, формирующие геометрические
тела. Изображения основных поверхностей на комплексном чертеже (сферы,
цилиндра, призмы, пирамиды и т. п.), понятие линии очерка этих поверхностей.
Формирование предмета как композиции примитивов. Точки и линии на
поверхности — их обозначение и приемы их нахождения.
Построение трех проекций заданного предмета (с учетом максимального
эффективного заполнения рабочего поля чертежа) и определение положения и
видимости заданных точек на каждой проекции.
Разрезы. Понятие, назначение и определение разреза в черчении. Простые
разрезы, их образование, изображение и обозначение на чертеже. Соединение
части вида с частью разреза на чертежах. Виды штриховок различных материалов
в разрезах и правила их изображения на чертежах.
Понятие простых и сложных разрезов в черчении. Виды сложных разрезов
(ступенчатые и ломаные), особенности их изображения и обозначения на чертеже.
Местные разрезы и их изображения на чертеже.
Нанесение размеров на пространственные предметы.
Основные правила и приемы нанесения размерных линий и размерных чисел
на пространственные предметы. Влияние наличия разрезов на изображении
предмета на простановку размеров.
Построение трех проекций заданного предмета с изображением и
обозначением на чертеже необходимых разрезов для выявления внутренних
элементов формы предмета, построение сложных разрезов заданных предметов.
Нанесение размеров с учетом особенностей пространственной формы деталей и
14
наличия на его изображении разрезов.
Сечения. Понятие, назначение и определение сечения в черчении. Отличие
сечения от разреза. Виды сечений (выносные и наложенные) и их изображение на
чертежах. Условности, принятые при изображении сечений на чертежах.
Построение трех проекций заданного предмета с изображением и
обозначением на чертеже необходимых сечений.
Аксонометрические проекции. Понятие, назначение, определение и
получение аксонометрических проекций предметов в черчении. Понятие
коэффициента (показателя) искажений в аксонометрических проекциях. Виды
аксонометрических проекций (изометрия, диметрия, триметрия).
Прямоугольная изометрическая проекция. Расположение координатных
осей, коэффициенты искажения по осям, приемы и принципы построения в ней
простейших геометрических объектов (точек, прямых, отсеков плоскостей). Понятие приведенного изометрического чертежа, вычисление коэффициента
приведения.
Изометрическая проекция окружности. Приемы построения эллипса и овала
как проекции окружности в координатных плоскостях. Изображение разрезов
предмета в прямоугольной изометрической проекции.
Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Расположение
координатных осей, коэффициенты искажения по осям, приемы и принципы
построения в ней простейших геометрических объектов (точек, прямых, отсеков
плоскостей). Понятие приведенного диметрического чертежа, вычисление
коэффициента приведения. Область предпочтительного применения фронтальной
диметрической проекции.
Диметрическая проекция окружности. Приемы построения эллипса и овала
как проекции окружности в координатных плоскостях. Изображение разрезов
предмета в косоугольной диметрической проекции.
Построение приведенной прямоугольной изометрической проекции заданных
предметов, в том числе с разрезами.
Построение в приведенной прямоугольной изометрической и косоугольной
фронтальной диметрической проекциях заданных предметов, в том числе с
разрезами.
Виды изделий в машиностроении. Понятие и определения изделия, детали,
виды деталей.
Резьбовые изделия. Принцип образования резьбы. Понятие профиля резьбы
и основные параметры резьбы. Изображение и обозначение резьбы на чертежах на
одиночных деталях и в сборке. Метрическая резьба, ее основные параметры и
обозначение.
Стандартные крепежные детали. Болты, гайки, шайбы, шпильки, винты. Их
15
виды, основные параметры, обозначение и изображение на чертежах. Приемы
упрощенного изображения гипербол (окружностями) в чертежах крепежных
деталей.
Изображение на чертеже резьбовых изделий (как детали и в сборе) по
заданным параметрам и стандартных крепежных деталей по заданным
обозначениям.
Чертежи деталей. Понятие чертежа детали и его содержание. Требования к
количеству изображений на чертеже деталей. Элементы детали (конструктивные,
технологические, информационные). Правила выбора главного изображения
детали и определение необходимого количества дополнительных изображений
(видов, разрезов, сечений). Выбор формата для выполнения чертежа детали.
Нанесение размеров на чертеж детали с учетом технологии ее изготовления.
Краткие сведения по технологии изготовления деталей механообработкой. Понятие
базы, конструктивной базы, размерной цепи. Виды размерных цепей (последовательная, параллельная, комбинированная). Правила технологически
грамотного нанесения размеров в комбинированной размерной цепи.
Изображение на чертеже детали по заданным размерам и нанесение размеров
с учетом требований геометрической полноты и технологической грамотности.
Обмер деталей. Понятие обмера реальной детали и этап выполнения
чертежа, на котором он производится. Измерительные средства для обмера деталей
(металлическая линейка, кронциркуль и нутромер, штангенциркуль, микрометр,
радиусомер, резьбомер, угломер) и приемы работы с ними. Окончательная
простановка размеров с учетом рядов предпочтительных чисел.
Условности и упрощения, используемые при выполнении чертежей деталей.
Эскизы деталей. Понятие эскиза, особенности эскизов и порядок выполнения
эскиза.
Построение чертежей и эскизов деталей с натуры или по их исходным
изображениям.
Резьбовые соединения. Понятие соединения, разъемные и неразъемные
соединения. Резьбовые соединения.
Болтовое соединение, его элементы, геометрический расчет, изображение и
обозначение на чертеже.
Шпилечное соединение, его элементы, геометрический расчет, изображение
и обозначение на чертеже.
Винтовое соединение, его элементы, геометрический расчет, изображение и
обозначение на чертеже.
Изображение резьбовых соединений (болтового, шпилечного и винтового) по
заданным параметрам соединения.
Соединения других видов. Фитинговые, штифтовые, шпоночные,
16
шлицевые, заклепочные, сварные, паяные и клеевые соединения, соединения
деформацией — их виды, особенности применения и изображения на чертежах.
Сборочный чертеж и спецификация. Понятие сборочной единицы и
основного
конструкторского
документа.
Спецификация
—
основной
конструкторский документ для сборочной единицы. Разделы и графы
спецификации, правила их заполнения.
Схема деления изделия на составные части — условные обозначения для
оригинальных и покупных деталей, сборочных единиц и материалов. Принципы
формирования предметных обозначений для всех составляющих сборочной единицы.
Определение, содержание и назначение сборочного чертежа. Информация,
содержащаяся в сборочном чертеже. Понятие позиции и правила изображения
позиций на сборочном чертеже.
Чертеж общего вида. Определение, содержание и назначение чертежа общего
вида. Информация, содержащаяся в чертеже общего вида. Операция деталирования
по чертежу
общего вида.
Выполнение сборочного чертежа и спецификации сборочной единицы по ее
заданному изображению.
Компьютерная графика. С предметом компьютерной графики школьники
10 класса знакомятся в Иркутском государственном университете путей сообщения
на установочной сессии с программой AutoCAD, где учащиеся изучают: предмет
компьютерной графики, ее историю, программное и аппаратное обеспечение. Виды
компьютерной графики. Растровая и векторная компьютерная графика — их
преимущества, недостатки и области применения. Понятие и особенности 2D- и
ЗD-компьютерной графики. Системы геометрического моделирования, их виды,
возможности, тенденции развития. Понятие параметрического моделирования.
Возможности взаимодействия систем геометрического моделирования с системами
инженерного анализа и технологической подготовки производства. Концепция
«виртуального предприятия».
Система геометрического моделирования «КОМПАС» компании
«АСКОН». История и особенности системы «КОМПАС» как системы
геометрического моделирования, примеры работ, выполненных в этой системе.
Запуск системы, основы интерфейса системы (стандартная панель, компактная
панель, панель «Текущее состояние», панель свойств, строка сообщений и др.)
изучается школьниками 10 и 11 классов на уроках информатики.
Элементарные графические операции в системе. Рисование отрезка в
интерактивном режиме (фиксацией положения курсора) и по заданным
координатам. Задание и изменение стилей создаваемых объектов. Возможности
17
выбора объектов и просмотра изображения в различных масштабах. Рисование
других 2D-элементов (окружностей, эллипсов и др.), возможности их
модификации. Выбор и изменение формата чертежа. Создание основной надписи
чертежа и сохранение файла.
Создание изображения из графических 2D-примитивов.
Приемы формирования чертежа в системе. Использование координатной
сетки для фиксации размеров геометрических объектов. Привязки, их виды и
способы подключения. Ввод параметров объектов с клавиатуры (в
предопределенном и произвольном порядке). Обеспечение точности геометрических построений. Нанесение размеров различного вида (линейные, угловые,
радиальные и др.).
Редактирование
2D-объектов.
Операции
переноса,
поворота,
масштабирования, обрезки, удлинения и др.
Создание плоских чертежей различной сложности.
Пространственное (3D) моделирование. Виды 3D-моделей (каркасная,
поверхностная, твердотельная). Общие принципы 3D-моделирования. Элементы
твердого тела (грани, вершины, ребра). Операции выдавливания и вращения.
Задание тонкостенности объекта. Координатные плоскости и дерево построения
объекта. Модификация построенного объекта. Параметры визуализации
построенного объекта (цвет, прозрачность, глянцевитость и т. п.).
Моделирование 3D-тела выдавливанием по траектории (кинематическая
операция). Задание направляющей и образующей для кинематической операции.
Изменение формы образующей в процессе движения по направляющей.
Моделирование
тела
по
заданным
сечениям.
Использование
вспомогательных плоскостей для задания контуров сечений.
Многовидовые изображения и ассоциативные чертежи. Задание компоновки
видов в пространстве моделирования и в пространстве чертежа. Техника
формирования ассоциативных изображений трехмерных объектов. Простановка
размеров на ассоциативных чертежах.
Строительные чертежи. Объекты строительных чертежей. Особенности
строительных чертежей (масштабы, маркировка, планы, фасады, отметки уровней
и др.). Условные обозначения на строительных чертежах (окна, оконные переплеты, двери, мебель, сантехника и др.).
Построение плана одного или нескольких помещений с использованием
условных обозначений строительных конструкций (например, дверей с указанием
направления их открывания), окон, мебели и др., проставление размеров.
18
Учебно-тематическое планирование уроков черчения в 10 классе
№
урока
1.
2.
3.
4.
.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Раздел, тема
Дата
Кол-во
часов
Геометрические построения
Сопряжения (внутренние, внешние и
смешанные).
Графическая работа №1. Построение
сопряжений.
Методы проецирования
Методы проецирования.
Прямоугольное проецирование.
Выполнение чертежа по наглядному
изображению.
Графическая работа №2.
Выполнение чертежа по наглядному
изображению.
Система расположения
изображений. Основные виды.
Местные виды. Расположение видов
на чертеже.
Проекции точки, прямой.
Проецирование ребер, вершин,
граней геометрических тел.
2
1
Построение видов деталей по
аксонометрической проекции.
(формат А3). Графическая работа
№3 (3 вида и аксонометрия с
наклонными плоскостями)
Аксонометрические проекции.
Прямоугольная изометрическая
проекция.
Сечения и разрезы
Простые и сложные разрезы.
Правила построения и обозначения
разрезов на чертежах
Соединение вида и разреза.
Соединение части вида с частью
разреза.
Разрез на аксонометрической
проекции. Особые случаи разрезов.
1
Построение третьего вида по двум
данным и выполнение необходимого
разреза. Построение изометрической
проекции детали с вырезом.
Графическая работа №4.
Графическая работа №4.
Прямоугольная изометрическая
проекция с разрезом.
1
№ практических и
графических работ
Домашнее
задание
Карточкизадания
6
1
1
Карточкизадания
1
Таблицы
(наглядное
пособие)
1
Модели
геометрических
тел, Таблицы
(наглядное
пособие)
1
12
1
Демонстрационная модель.
Таблица.
1
1
Таблица
(наглядное
пособие)
1
1
Карточкизадания
19
№
урока
Раздел, тема
Дата
Кол-во
часов
№ практических и
графических работ
Шестиугольная
призма с
отверстиями
14.
Прямоугольная изометрическая
проекция 6-угольной призмы
1
15.
Графическая работа №5.
Выполнение рациональных разрезов
Тестирование. Определение чертежа
по наглядному изображению.
1
17.
Тестирование. Определение разреза
по соответствующему чертежу.
1
Карточкизадания
18.
Сечения. Назначение, образование и
определение сечений. Графическое
обозначение материалов в сечениях.
Правила выполнения и обозначения
сечений. Типы сечений и их
расположение на чертеже. Алгоритм
построения сечений. Практическая
работа.
Практическая работа №1.
Выполнение сечений по наглядному
изображению.
Проекции геометрических тел
1
Таблицы
(наглядное
пособие)
Таблицы
(наглядное
пособие)
16.
19.
20.
1
1
1
Проекции пирамид, усеченных
пирамид.
1
22.
Проекции точек на гранях
пирамиды. Построение отверстия на
пирамиде.
Проекции цилиндров.
Проецирование точек на
поверхности цилиндров.
Практическая работа №2.
1
25.
Вырезы и отверстия на цилиндре и
их построение на чертеже.
1
26.
Практическая работа №3.
1
27.
Чертеж шестиугольной призмы с
призматическим отверстием.
1
28.
Аксонометрия с разрезом
шестиугольной призмы.
1
29.
Срезы и вырезы на призматических
формах предметов.
1
30.
Практическая работа №4.
1
24.
Карточкизадания
Карточкизадания
Карточкизадания
14
21.
23.
Домашнее
задание
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
Практическая
работа
20
№
урока
Раздел, тема
Дата
Кол-во
часов
№ практических и
графических работ
31.
Геометрические тела как элементы
моделей и деталей машин.
1
Графическая
работа
32.
Графическая работа №6. Подготовка
к сессии.
2
Карточкизадания
Контрольно-обобщающий урок.
1
33.
34.
Домашнее
задание
21
Учебно-тематическое планирование уроков черчения в 11 классе
№
урока
Раздел, тема
Дата
Колво
часов
Повторение
Анализ контрольных работ,
выполненных на сессии.
2
2
Типовые соединения деталей
Типовые соединения деталей
и их изображения.
Спецификация
Общие сведения о
разъемных и неразъемных
соединениях. Неразъемные
соединения.
Резьба, ее изображение,
обозначение.
28
1
Типы резьб.
Разъемные резьбовые
соединения. Соединение
болтом.
Графическая работа №1.
1
2
13.
14.
Соединение шпилькой.
2
15 18
Графическая работа №2
4
19.
20.
Разъемные нерезьбовые
соединения: шпоночные,
штифтовые. Резьбовое –
винтовое соединение
Графическая работа №3.
Соединение деталей при
помощи резьбы. Заменить
главный вид фронтальным
разрезом.
Графическая работа №4.
Соединение двух деталей
при помощи резьбы
(фронтальный и профильный
разрезы)
Контрольная графическая
работа №5. Соединение двух
деталей при помощи резьбы
2
1.
Задание
Оборудование
2.
3.
3
4.
5.
6.
7.
8.
912
2123.
2427.
28.
29.
30.
1
Условные обозначения
неразъемных соединений
1
Практическая работа №1.
Условное изображение и
обозначение резьбы
Рис. 326-328
Работа со справочником
Таблица
Выполнить чертеж, гайки.
Выполнить соединение
болтом.
4 варианта заданий.
a.
Чертеж
шпильки, гайки.
b.
Соединение
шпилькой.
a. Чертеж шпильки, гайки.
b. Соединение шпилькой.
Формат А3,
таблица
справочник
3
Соединение деталей при
помощи резьбы (заменить
главный вид фронтальным
разрезом)
Карточкизадания
4
Соединение двух деталей
при помощи резьбы
(фронтальный и
профильный разрезы)
Карточкизадания
4
Таблица
Таблица
Формат А3,
таблица
справочник
Формат А3,
таблица
справочник
таблицы
3
22
№
урока
31.
32.
33.
34.
Раздел, тема
Дата
(фронтальный и профильный
разрезы)
Чтение и деталирование чертежей
сборочных единиц
Общие сведения о чертежах
сборочных единиц.
Местный и дополнительные
виды. Условности и
упрощения на чертежах
сборочных единиц.
Чтение чертежей сборочных
единиц. Условности и
упрощения на чертежах
сборочных единиц.
Колво
часов
Задание
Оборудование
4
1
Чтение сборочных единиц
Таблицы
1
Изображение и
обозначение местных и
дополнительных видов
Таблицы
2
Алгоритм чтения
сборочного чертежа.
Чтение сборочных единиц
по таблицам.
Учебник
Преображенской,
Задание
№4, рис.
371,
Задание для
с/р стр.295
23
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Для учителя:
1.
2.
3.
Боголюбов С.К. Черчение. Учебник для средних специальных учебных
заведений. - 2е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1989 - 336 с.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 144 с.: ил.
Куприков, М. Ю. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочей
программы. Технология: Черчение. 9 класс / М. Ю. Куприков, Л. В. Маркин. —
М.: Дрофа, 2014. - 44, [4] с. : ил.
4.
Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое
пособие для учителей. / Павлова А. А., Жуков С. В. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. - 96 с.
5.
Преображенская Н. Г., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ,
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005 – 192с.
6.
Справочник по черчению Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский центр
«Академия» 2006. - 336 с.
7.
Степакова В.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», под
ред. Степаковой В.В. - М.: Просвещение, 2007.
8.
Степакова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение с
элементами компьютерной графики. 8-11 классы – 3-е изд. – М.: «Просвещение»,
2007. - 45с.
9.
Суворов С.Г., Суворов Н.С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах:
Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., - М.: Машиностроение, 1992. - 368 с.: ил.
10. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш.
учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. - 472 с.: ил.
11. Черчение. Аксонометрические проекции. Беляева И. А., Преображенская Н. Г.,
Кучукова Т. В., серия: «Черчение», -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ЦЕНТР, 2003.
12. Черчение. Архитектурно-строительное черчение
13. Черчение. Геометрические построения Беляева И. А., Преображенская Н. Г.,
Кучукова Т. В., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ЦЕНТР, 2006.
24
14. Черчение: Справочное пособие. Изд. 4-е, доп. / Балягин С.Н. - М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002. - 424 с.
15. Черчение: Учебник для учащихся образовательных учреждений, / В.В. Степакова,
А.И.Анисимова, Л.В. Курцаева, А.И. Шершевская; под ред. В.В. Степаковой, М.:
Просвещение, 2007. - 206 с.: ил.
Для учащихся:
1. Преображенская Н. Г., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ,
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005. - 192 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://cherchenie.ru сайт методического объединения учителей черчения Великого
Новгорода;
2. http://ng.sibstrin.ru сайт Новосибирского государственного архитектурностроительного университета (Сибстрин), кафедра «Начертательная геометрия»;
3. Образовательный сайт: http://kompas-edu.ru;
4. Сайт АСКОН: http://ascon.ru
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими
ресурсами
1. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки задания по черчению для 8 класса. – М.:
«Просвещение», 2000.
2. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В.,
Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В. – М.: Просвещение,
2005. - 64 с.
3. Наглядные пособия к уроку (модели, таблицы).
4. Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима
для плакатов).
5. Шкафы для хранения детских работ, художественных материалов, методического
фонда.
6. Рабочие инструменты для доски: угольник – 3 шт., циркуль – 1 шт., линейка – 2 шт.
7. ЖК-телевизор – 1 шт.
25
8. Компьютер (в комплект входят: системный блок, монитор, клавиатура, колонки,
мышь) – 1 шт.
9. МФУ (сканер, копир, принтер) – 1 шт.
10.Раздаточный материал по черчению (деревянные и пластмассовые детали) – 1 шт.
11. Демонстрационная папка для показа разрезов – 1 шт.
12.Металлическая демонстрационная деталь для показа разреза – 1 шт.
26
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является
учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие
функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки
знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос,
самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных
графических
работ,
которые
позволяют
учителю
контролировать
и
систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из
обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний,
умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению;
самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или
разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За
графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и
качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её
целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки,
основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение
размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной
связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность
ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные
учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений,
учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по
их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и
обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного
27
материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической
последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении
чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими
затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного
представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и
незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство
изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее
понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя
(наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной
части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и
непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится,
если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и
практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные
неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает
чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые
исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без
дополнительных объяснений.
28
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления
соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет
несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт
тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически
допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не
владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А5;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Транспортир;
10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Механический карандаш
15) Инструмент для заточки карандаша.
16) Рейсшина.
29