ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ, тематического планирования курса учителем. Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность 2 обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Информатика в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для 3 формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: цифровая грамотность; 4 теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии. На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). 5 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Цифровая грамотность Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. 6 Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Теоретические основы информатики Информация и информационные процессы Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации 7 Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. 8 Информационные технологии Текстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других элементов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации 9 Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 КЛАСС Теоретические основы информатики Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. 10 Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. 11 Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 КЛАСС Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в 12 Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) 13 и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. 14 Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома, автономная система управления транспортным средством и другие системы). Информационные технологии Электронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. 15 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение 16 правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: 17 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные 18 связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; 19 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия 20 Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. 21 Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; 22 ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; понимать структуру адресов веб-ресурсов; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; 23 записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости 24 одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, 25 поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности; использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). 26 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные Контрольные Практические Всего работы работы 0 1 (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Цифровая грамотность 1.1 1.2 Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программы и данные 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e 4 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e 1.3 Компьютерные сети 2 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e Итого по разделу 8 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Информация и информационные процессы 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e 2.2 Представление информации 10 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e Итого по разделу 12 27 Раздел 3. Информационные технологии 3.1 Текстовые документы 6 1 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e 3.2 Компьютерная графика 4 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e 3.3 Мультимедийные презентации 4 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e Итого по разделу 14 Резервное время 0 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 14 28 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные Контрольные Практические Всего работы работы (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Теоретические основы информатики Библиотека 1.1 Системы счисления 7 1 1 ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418516 Библиотека 1.2 Элементы математической логики 6 1 3 ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418516 Итого по разделу 13 Раздел 2. Алгоритмы и программирование 2.1 Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Библиотека 10 1 4 https://m.edsoo.ru/7f418516 Библиотека 2.2 Язык программирования ЦОК 9 0 3 https://m.edsoo.ru/7f418516 29 ЦОК Библиотека 2.3 Анализ алгоритмов 2 0 0 https://m.edsoo.ru/7f418516 Итого по разделу 21 Резервное время 0 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 11 30 ЦОК 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные Контрольные Практические Всего работы работы 0 2 (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Цифровая грамотность 1.1 1.2 Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Работа в информационном пространстве 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 3 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу 7 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Моделирование как метод познания 8 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование 3.1 Разработка алгоритмов и программ 6 1 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 3.2 Управление 2 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 31 Итого по разделу 8 Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Электронные таблицы 10 0 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 4.2 Информационные технологии в современном обществе 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу 11 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 32 14 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Электронные Контрольные Практические работы работы Дата цифровые изучения образовательные ресурсы Компьютер – универсальное вычислитель1 ное устройство, работающее по программе. Техника безопасности и правила работы на Библиотека ЦОК 1 0 0 05.09.2023 компьютере История и современные тенденции разви2 тия компьютеров. Практическая работа 1 «Включение компьютера и получение ин- 3 обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и данных 1 0 1 12.09.2023 4 «Выполнение основных операций с фай- https://m.edsoo.ru/8a1523ee Библиотека ЦОК 1 0 0 19.09.2023 Файлы и папки. Основные операции с файлами и папками. Практическая работа 2 soo.ru/8a1521d2 Библиотека ЦОК формации о его характеристиках» Программное https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a152826 Библиотека ЦОК 1 0 лами и папками» 33 1 26.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a152a74 Архивация данных. Использование про5 грамм-архиваторов. Практическая работа 3 Библиотека ЦОК 1 0 1 «Использование программы-архиватора» 6 Компьютерные вирусы и антивирусные программы 03.10.2023 7 иск информации по ключевым словам и по 1 0 0 10.10.2023 1 0 1 17.10.2023 Сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет. Стратегии безопасного поведения в https://m.edsoo.ru/8a152f74 Библиотека ЦОК изображению» 8 soo.ru/8a152cfe Библиотека ЦОК Компьютерные сети. Поиск информации в сети Интернет. Практическая работа 4 «По- https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a153244 Библиотека ЦОК 1 0 0 Интернете 24.10.2023 https://m.edsoo.ru/8a153460 Библиотека ЦОК 9 Информация и данные 1 0 0 07.11.2023 https://m.edsoo.ru/8a161966 Библиотека ЦОК 10 11 Информационные процессы Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки 1 0 0 14.11.2023 https://m.edsoo.ru/8a161e2a Библиотека ЦОК 1 0 34 0 21.11.2023 https://m.edsoo.ru/8a161fec Двоичный алфавит. Преобразование лю12 бого алфавита к двоичному. Практическая работа 5 «Определение кода символа в раз- Библиотека ЦОК 1 0 1 28.11.2023 ных кодировках в текстовом процессоре» 13 14 15 16 17 Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите Единицы измерения информации и скорости передачи данных Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды Декодирование сообщений. Информационный объём текста Цифровое представление непрерывных данных ного объёма графических данных для раст- soo.ru/8a162186 Библиотека ЦОК 1 0 0 05.12.2023 https://m.edsoo.ru/8a162316 Библиотека ЦОК 1 0 0 12.12.2023 https://m.edsoo.ru/8a16249c Библиотека ЦОК 1 0 1 0 0 0 19.12.2023 https://m.edsoo.ru/8a1625f0 26.12.2023 Библиотека ЦОК 1 0 0 09.01.2024 Кодирование цвета. Оценка информацион18 https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a162848 Библиотека ЦОК 1 0 рового изображения. Практическая работа 6 35 1 16.01.2024 https://m.edsoo.ru/8a1629ec «Сохранение растрового графического изображения в разных форматах» Библиотека ЦОК 19 20 Кодирование звука 1 Резервный урок «Контрольная работа по теме "Представление информации"» 0 0 23.01.2024 21 в Практическая текстовом работа процессоре. 7 «Создание 1 1 0 30.01.2024 1 0 1 06.02.2024 Форматирование текстовых документов. Практическая работа 8 «Форматирование 1 0 1 13.02.2024 Параметры страницы. Списки и таблицы. Практическая работа 9 «Форматирование 1 0 1 20.02.2024 Вставка нетекстовых объектов в текстовые 24 Практическая работа 10 «Вставка в документ формул, таблиц, изоб- https://m.edsoo.ru/8a162e7e https://m.edsoo.ru/8a162fe6 Библиотека ЦОК страниц текстовых документов» документы. soo.ru/8a162d02 Библиотека ЦОК текстовых документов» 23 https://m.ed- Библиотека ЦОК небольших текстовых документов» 22 soo.ru/8a162b72 Библиотека ЦОК Текстовые документы, их ввод и редактирование https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a1632d4 Библиотека ЦОК 1 0 ражений, оформление списков» 36 1 27.02.2024 https://m.edsoo.ru/8a1632d4 25 Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов 1 0 0 05.03.2024 Обобщение и систематизация знаний по 26 теме «Текстовые документы». Контрольная Библиотека ЦОК 1 1 0 работа 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/8a1635c2 Библиотека ЦОК 27 Графический редактор. Растровые рисунки Операции редактирования 1 0 0 19.03.2024 soo.ru/8a163874 графических объектов. Практическая работа 11 «Созда28 https://m.ed- ние и редактирование изображения с помо- Библиотека ЦОК 1 0 1 щью инструментов растрового графиче- 02.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a1639d2 ского редактора» Векторная графика. Практическая работа 12 29 «Создание и редактирование изображения с помощью инструментов векторного графи- Библиотека ЦОК 1 0 1 09.04.2024 ческого редактора» 30 Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютерная графика» https://m.edsoo.ru/8a163b30 Библиотека ЦОК 1 0 37 0 16.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a16404e Библиотека ЦОК 31 Подготовка мультимедийных презентаций 1 0 0 23.04.2024 Добавление на слайд аудиовизуальных дан32 ных, анимации Практическая работа и гиперссылок. 13 «Создание 1 0 1 30.04.2024 Создание презентации на заданную тему. 33 тации с гиперссылками на основе готовых 34 теме «Мультимедийные презентации» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/8a164472 Библиотека ЦОК 1 0 1 07.05.2024 шаблонов» Обобщение и систематизация знаний по soo.ru/8a1642c4 Библиотека ЦОК презентации на основе готовых шаблонов» Практическая работа 14 «Создание презен- https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a164652 Библиотека ЦОК 1 0 34 2 38 0 14 14.05.2024 https://m.edsoo.ru/8a164828 8 КЛАСС Количество часов № п/п 1 Тема урока Непозиционные и позиционные системы счисления Всего Электронные Контрольные Практические работы работы Дата цифровые изучения образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 0 0 06.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a1649e0 Библиотека ЦОК 2 Развернутая форма записи числа 1 0 0 13.09.2023 Двоичная система счисления. Арифметиче3 ские операции в двоичной системе счисле- https://m.edsoo.ru/8a164ba2 Библиотека ЦОК 1 0 0 ния 20.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a164d96 Библиотека ЦОК 4 Восьмеричная система счисления 1 0 0 27.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a165296 Библиотека ЦОК 5 Шестнадцатеричная система счисления 1 0 39 0 04.10.2023 https://m.edsoo.ru/8a16549e Резервный урок. Обобщение и систематиза6 ция знаний и умений по теме "Системы Библиотека ЦОК 1 0 0 счисления" 7 Проверочная работа по теме «Системы счисления» 11.10.2023 https://m.edsoo.ru/8a17b456 Библиотека ЦОК 1 1 0 18.10.2023 https://m.edsoo.ru/8a16564c Библиотека ЦОК 8 Логические высказывания 1 0 0 25.10.2023 https://m.edsoo.ru/8a1657fa Библиотека ЦОК 9 Логические операции «и», «или», «не» 1 0 0 08.11.2023 Определение истинности составного выска10 зывания. Практическая работа 1 «Определение количества результатов сложных запро- Таблицы истинности soo.ru/8a165b56 Библиотека ЦОК 1 0 1 15.11.2023 сов» 11 https://m.ed- 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8a165cf0 22.11.2023 Библиотека ЦОК 12 Логические элементы 1 0 40 0 29.11.2023 https://m.edsoo.ru/8a165e94 13 14 Контрольная работа по теме «Элементы математической логики» Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов Библиотека ЦОК 1 1 0 06.12.2023 15 вание алгоритма из одной формы записи в 1 0 0 13.12.2023 17 Язык программирования. Система программирования Переменные. Оператор присваивания 1 0 1 20.12.2023 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 27.12.2023 10.01.2024 Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм. Практическая ра18 бота 3 «Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление ариф- 17.01.2024 метических и логических выражений» Программирование линейных алгоритмов. 19 Практическая работа 4 «Ввод и вывод дан- https://m.edsoo.ru/8a17949e Библиотека ЦОК другую» 16 soo.ru/8a178c38 Библиотека ЦОК Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Практическая работа 2 «Преобразо- https://m.ed- ных в программе» 41 24.01.2024 https://m.edsoo.ru/8a179606 20 21 Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы Разработка программ, содержащих оператор ветвления 1 0 0 1 0 0 1 0 1 31.01.2024 07.02.2024 Диалоговая отладка программ. Практиче22 ская работа 5 «Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления» 23 Алгоритмическая конструкция «повторение» 14.02.2024 Библиотека ЦОК 1 0 0 21.02.2024 Формальное исполнение алгоритма. Прак24 тическая работа 6 «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исход- Цикл с условием soo.ru/8a17998a Библиотека ЦОК 1 0 1 28.02.2024 ных данных» 25 https://m.ed- 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8a179aac 06.03.2024 Библиотека ЦОК 26 Цикл с переменной 1 0 0 13.03.2024 Разработка несложных алгоритмов с ис27 пользованием циклов для управления фор- https://m.edsoo.ru/8a17ac4a Библиотека ЦОК 1 0 мальными исполнителями. Практическая 42 1 20.03.2024 https://m.edsoo.ru/8a179e1c работа 7 «Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла» Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями. 28 Практическая работа 8 «Разработка для фор- Библиотека ЦОК 1 0 1 мального исполнителя алгоритма, приводя- 03.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a179e1c щего к требуемому результату при конкретных исходных данных» Библиотека ЦОК 29 Выполнение алгоритмов 1 0 0 10.04.2024 Обобщение и систематизация знаний. Кон30 трольная работа по теме «Исполнители и ал- https://m.edsoo.ru/8a17a06a Библиотека ЦОК 1 1 0 горитмы. Алгоритмические конструкции» 17.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a17a18c Библиотека ЦОК 31 32 Обработка символьных данных Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования» 1 0 0 24.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a17ad6c Библиотека ЦОК 1 0 43 0 01.05.2024 https://m.edsoo.ru/8a17ae8e Анализ алгоритмов. Определение возмож33 ных результатов работы алгоритма при за- Библиотека ЦОК 1 0 0 данном множестве входных данных 08.05.2024 Анализ алгоритмов. Определение возмож34 ных входных данных, приводящих к дан- 1 0 0 34 3 8 ному результату ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 44 15.05.2024 https://m.edsoo.ru/8a17afa6 9 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Модели и моделирование. Классификации моделей Всего Электронные Контрольные Практические работы работы Дата цифровые изучения образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 0 0 07.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a17be06 Библиотека ЦОК 2 Табличные модели 1 0 0 14.09.2023 Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных. Прак3 тическая работа 1 «Создание однотаблич- 1 0 1 1 0 0 ной базы данных. Поиск данных в готовой 21.09.2023 базе» Граф. Весовая матрица графа. Длина пути 4 между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе 45 28.09.2023 https://m.edsoo.ru/8a17c04a 5 Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева 1 0 0 05.10.2023 Математическое моделирование. Практиче6 ская работа 2 «Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предмет- Библиотека ЦОК 1 0 1 12.10.2023 ных областей» Этапы 7 компьютерного моделирования. Практическая работа 3 «Программная реализация простейших математических моде- 1 0 1 19.10.2023 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Моделирование 9 ячейках электронной таблицы 1 1 0 26.10.2023 Практическая работа 4 «Ввод данных и фор- 1 0 0 09.11.2023 1 0 1 16.11.2023 Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего ариф- https://m.edsoo.ru/8a17c9c8 https://m.edsoo.ru/8a17d710 Библиотека ЦОК мул, оформление таблицы» 11 soo.ru/8a17c4aa Библиотека ЦОК Редактирование и форматирование таблиц. 10 https://m.ed- Библиотека ЦОК как метод познания» Электронные таблицы. Типы данных в soo.ru/8a17c392 Библиотека ЦОК лей» 8 https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a17d832 Библиотека ЦОК 1 0 метического 46 0 23.11.2023 https://m.edsoo.ru/8a17d990 Сортировка и фильтрация данных в выде12 ленном диапазоне. Практическая работа 5 «Сортировка и фильтрация данных в элек- Библиотека ЦОК 1 0 1 30.11.2023 тронных таблицах» Построение диаграмм и графиков в элек13 тронных таблицах. Практическая работа 6 «Построение диаграмм и графиков в элек- 14 15 адресация Условные вычисления в электронных таблицах 1 0 1 07.12.2023 16 вводимым пользователем формулам с ис- 1 0 0 14.12.2023 17 таблицах soo.ru/8a17e08e https://m.edsoo.ru/8a17e2b4 Библиотека ЦОК 1 0 0 21.12.2023 https://m.edsoo.ru/8a17e6ba Библиотека ЦОК 1 0 1 28.12.2023 пользованием встроенных функций» Численное моделирование в электронных https://m.ed- Библиотека ЦОК Обработка больших наборов данных. Практическая работа 7 «Выполнение расчётов по soo.ru/8a17db70 Библиотека ЦОК тронных таблицах» Относительная, абсолютная и смешанная https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a17e87c Библиотека ЦОК 1 0 47 0 11.01.2024 https://m.edsoo.ru/8a17eaca 18 19 Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные таблицы» Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные Библиотека ЦОК 1 0 0 18.01.2024 https://m.edsoo.ru/8a17ec3c Библиотека ЦОК 1 0 0 25.01.2024 https://m.edsoo.ru/8a17b578 Информационная безопасность. Практическая работа 8 «Знакомство с механизмами 20 обеспечения приватности и безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами Библиотека ЦОК 1 0 1 01.02.2024 аутентификации, в том числе применяе- https://m.edsoo.ru/8a17b690 мыми в сервисах госуслуг» Учет понятия об информационной безопас21 ности при создании комплексных информа- Библиотека ЦОК 1 0 0 ционных объектов в виде веб-страниц 08.02.2024 https://m.edsoo.ru/8a17b7bc Резервный урок. Практическая работа 9 «Создание комплексных информационных 22 объектов в виде веб-страниц, включающих Библиотека ЦОК 1 0 графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов)» 48 1 15.02.2024 https://m.edsoo.ru/8a17ee6c Библиотека ЦОК 23 24 Виды деятельности в сети Интернет Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов 1 0 0 22.02.2024 25 безопасного поведения в ней», «Работа в ин- soo.ru/8a17b8e8 Библиотека ЦОК 1 0 0 29.02.2024 Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии https://m.ed- https://m.edsoo.ru/8a17ba1e Библиотека ЦОК 1 0 0 07.03.2024 формационном пространстве» https://m.edsoo.ru/8a17bb36 Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных 26 алгоритмов. Практическая работа 10 «Составление программ с использованием Библиотека ЦОК 1 0 1 14.03.2024 вспомогательных алгоритмов для управле- https://m.edsoo.ru/8a17cb12 ния исполнителями Робот, Черепашка, Чертёжник» Библиотека ЦОК 27 Одномерные массивы 1 0 49 0 21.03.2024 https://m.edsoo.ru/8a17cc3e Типовые алгоритмы обработки массивов. Практическая работа 11 "Составление и от28 ладка программы, реализующей поиск max и min элементов в одномерном числовом Библиотека ЦОК 1 0 1 04.04.2024 массиве, на одном из языков программиро- https://m.edsoo.ru/8a17cd60 вания" Сортировка массива. Практическая работа 12 "Составление и отладка программы, реа29 лизующей упорядочение элементов одно- 1 0 1 мерного числового массива по возрастанию 11.04.2024 (убыванию)" Обработка потока данных. Практическая работа 13 "Составление и отладка про30 граммы, реализующей поиск суммы (произ- Библиотека ЦОК 1 0 1 ведения) элементов одномерного числового 18.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a17d01c массива" Обобщение и систематизация знаний. Кон31 трольная работа по теме «Разработка алго- Библиотека ЦОК 1 1 0 ритмов и программ» 25.04.2024 https://m.edsoo.ru/8a17d1ca Библиотека ЦОК 32 Управление. Сигнал. Обратная связь 1 0 50 0 02.05.2024 https://m.edsoo.ru/8a17d4d6 Роботизированные системы. Практическая 33 работа 14 "Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущи- Библиотека ЦОК 1 0 1 16.05.2024 мися роботами" 34 Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/8a17d602 Библиотека ЦОК 1 0 34 2 51 0 14 23.05.2024 https://m.edsoo.ru/8a17ed54 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Библиотека ЦОК • РЭШ • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) 52